Уловки — хитрость или прямой обман, приемы резкого убеждения

Акцентировка. Можно акцентировать фразы, слова, целые отрезки текста; изменять темп, ритм, делать логические и эмфатические ударения, паузы. В качестве логических средств акцентировки выбирают специальные слова: «Прошу обратить внимание на то, что…», «вот что особенно важно…», «нужно подчеркнуть то, что…» и т. п. Важно помнить, что монотонность речи усыпляет. Неожиданное краткое отвлечение от темы разнообразит речь, избавит собеседника от усталости.

При правильном разумном использовании юмора можно добиться комфортной обстановки, юмористические вставки активизируют внимание. Однако следует помнить об ограничения в использовании иронии:

· Если человек находится в удрученном состоянии.

· Если человек нам не знаком.

· В специальных ситуациях (на похоронах, свадьбе или при любом ритуале, связанном с большой эмоциональностью).

· Если рядом находится третье лицо, от которого тот, над кем вы подшучиваете, как-то зависит (с социальной, психологической, эмоциональной стороны).

· Нельзя насмехаться над физическими недостатками человека.

· Не рекомендуется иронизировать по поводу того, что для человека важно и дорого: семья, работа, система убеждений, религия, национально-культурные традиции.

Важны формулировка вопроса и контроль сведений, поступающих во время беседы (сопоставление фактов). Существуют внешние и внутренние способы контроля. Внешние способы контроля — это работа после беседы по сопоставлению полученной информации с имеющимися документами и свидетельствами. Анализ последовательности фактов также не помешает. Внутренние способы контроля — анализ последовательности сообщения, связанный с изменением ситуации, переоценка или недооценка фактов (хотя в продолжение беседы одна и та же оценка часто сохраняется).

Замещения — комбинация пропусков и ошибок, которые не имеют отношения к происходившему, выдумки (анализ поведения собеседника, анализ реакции на негативные воздействия, на отдельные темы и вопросы (на какие вопросы отвечает охотно, а от ответов на какие уклоняется). В процессе самой беседы надо стараться не формулировать вопросы, которые могут вызвать гнев или раздражение, досаду, смущение собеседника, негативную реакцию. Не всегда удается найти точное слово. Можно потерять терпение. Но важно избежать недоразумений.

Журналист на пресс-конференции.

Что побуждает разных деятелей созывать журналистов на пресс-конференции? Как известно, в мире постоянно происходят какие-то новые события, складываются новые ситуации. Они могут быть исключительно острыми по своему характеру (то ли для общества, то ли для самих инициаторов пресс-конференций) и порой сложными для понимания. Вот в этом случае и возникает необходимость объяснить публике «что есть что» или «кто есть кто».

Журналист на пресс-конференции. Как он должен себя вести? На что необходимо обращать внимание? Как сохранить свою позицию и осветить мероприятие объективно? На эти и другие вопросы вы можете получить ответ, просмотрев список правил поведения журналистов на пресс-конференции.

1. Собрать основную, краткую информацию по теме до конференции.

2. Вечные вопросы к себе: Почему, с какими намерениями они проводят конференцию? Почему они это сказали? Что умалчивают? В чем меня собираются убедить?

3. Для них я лишь инструмент. Нужно быть начеку, не поддаваться лести.

4. У кого бы потом оперативно справиться по этой теме?

5. Спрашивать, подлавливать.

6. Вскрыть несогласованность фактов, излагаемых докладчиками, неинформированность, найти противоречия в высказываниях.

7. Сравнить нынешнюю фактуру с ранее опубликованной или высказанной точкой зрения.

8. Четко подготовиться к письму: аудиозапись, снимки, документы.

9. Различать видимость и действительность. Не позволить себя ослепить. Быть смелым в вопросах.

10. Остаться независимым.

Радиообщение: стратегия коммуникации.

В радио, взаимодействие слушателя и ведущего достигается путем построения особых речевых стратегий. Радиообщение в коммуникационном процессе строится на принципе равного положения журналиста-ведущего и радиослушателя.В виду важнейшего из свойств радио – личностного характера воздействия на аудиторию, журналист должен помнить, что слушатель воспринимает не только черты события, но и самого журналиста, рассказывающего о них. В радио, как и в любых других СМИ образ и речевые характеристики ведущего являются одними из основных аспектов в достижении эффективности воспринимаемого материала.

Исходя из этого на ведущего ложится огромная ответственность в передачи информации для слушателя. Особое внимание следует уделить радиоаудитории. Важно помнить, что люди включающие приемник на нужную частоту, чаще всего не настроены психологически на контакт. Для привлечения и удерживания внимания журналисту необходимо постоянно вызывать мотив заинтересованности у слушателей.

Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждён или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии или усталости. То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств. Та или иная фраза, в зависимости от интонации, может приобретать различный смысл. Так можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию, а не слова. Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится.

Сегодня, как грибы после дождя, появляются все новые радиостанции FM-диапазона. Потребовалась профессия ведущего, которого отличают особый темперамент, энергичность, остроумие, эрудированность, умение поддержать бодрое настроение слушателей, умение вставлять в канву сюжета уместные реплики. Такие ведущие появились на радио «Авторадио», «Европа плюс», «Эхо Москвы» и многих других. Для них характерны легкие ироничные интонации, манера общения со слушателями как со своими приятелями и близкими знакомыми.

Дифференциация аудитории по интересам, вкусам, пристрастиям вызвала к жизни разные типы ведущих радио– и телепрограмм:

-Тип «ведущие-информаторы» – спокойные сегменты эфира. Их задача – найти информацию и использовать особенности своего голоса для комментария. Задача – быть нейтральным и ненавязчивым, проявлять минимум эмоционального состояния.

-«Ведущий-собеседник» демонстрирует высокую степень вмешательства в событие, использует особые приемы общения со слушателями. Воздействие на слушателя достигается интонационными ухищрениями, оригинальностью текстов.

-Тип «ведущий-наставник» предполагает максимальное вмешательство в информационный процесс; выводы, которыми он делится с аудиторией, весомы. Не заемная манера общения, индивидуальный стиль, самобытный выбор тем, легкий или жесткий подбор аргументов, уместный тон и эмоциональная оценка очень важны (А. Венедиктов, Е. Альбац, С. Доренко на радио «Эхо Москвы»). «Замена передач, ориентированных на книжный тип речи „по бумажке", „свободным говорением" привела к тому, что публичная речь стала более разговорной, живой и образной, лаконичной, без привычных штампов и речевых стандартов»

Человек в кадре: феномен телеобщения.

Телевизионное сообщение – это комплексное коммуникативное послание автора зрителю, которое наряду со смыслом, заложенным в тексте, в закодированном виде передает информацию о личности коммуникатора, отражает его эмоциональное состояние и поведение. В прямом эфире автор (ведущий) передачи предъявляет свою личность многомиллионной аудитории непосредственно, а в записанном телесообщении опосредованно. Деятельность журналиста, являясь творческой по своей природе, позволяет ему самостоятельно выбирать выразительные средства, чтобы не только сделать доходчивым свое телесообщение, но и представить его в более выгодном свете.

Феномен телеобщения – совмещение хрупкой природы межличностного общения и многомиллионного рупора. На современном отечественном телевидении наблюдается преобладание контакта «ведущий – зритель», а не «информация – зритель». «Связь между эмоционально-психологическими и чисто информационными слоями передаваемых сообщений может подразумевать „специальную информацию телеведущего о самом себе в попытках добиться личностно содержательной соединенности со зрителями“».

Ведущий – телевизионный партнер, инициатор общения, организатор коммуникационной среды – всегда рассчитывает на реакцию аудитории. С помощью аудиовизуальных средств он поддерживает постоянное внимание к телеэкрану, эмоциональный контакт, личностную включенность. Опираясь на собственное чувство меры, ощущая присутствие образа другого, он приспосабливает психику аудитории к условиям общения, активизирует событийное «Я». Журналист – участник экранного действия, проводящий острое интервью или репортаж-расследование, не просто достигает высокого уровня персонификации, но и становится «объектом сочувствующей идентификации».

Не только сюжетный видеоряд, но и сам ведущий в реальном времени «оживляет» сообщения, т. е. создает зрелищную наглядность. Телеведущий начинает восприниматься чуть ли не «конструктором» события. Речевые и неречевые средства «настолько приобретают характер поступающего сознания, что ведут к возникновению иллюзии: он тот человек, благодаря которому существует особый смысл передаваемых сообщений». Фронтальная обращенность телеведущего к зрителям образует фасад (экранный фронт) ролевого поведения в кадре. Элементами фасада являются стандартизованные средства выразительности: внешние данные, манера поведения, предметы и приметы фона студийной обстановки. Обязательным атрибутом общения становятся игровые элементы (разученные и поставленные), позволяющие, с одной стороны, «держать аудиторию», а с другой стороны, производить выгодное впечатление.

К средствам выразительности относятся такие элементные формы фасада, как улыбки, слова, приветствия, напоминания о дружеском контакте. Это могут быть сложные и многочисленные средства вербальной и невербальной коммуникации (мимика, пауза, ритм, выражение глаз, характер движений), которые эффективно действуют при всем формализованном характере прямого эфира. Зрительно-вещественные атрибуты: сценический фон и наполнение определенной обстановки, а также сюжетных элементов прямого эфира – необходимые условия его осуществления, выражения оптимального контакта с телеаудиторией для достижения взаимопонимания. В визуальном восприятии зрителей телеведущий, его экранный образ живет в форме «присутствия», как запомнившиеся приметы суммарного внешнего облика (характерные движения, взгляд, интонации, знаки внимания и т. д.). Рисунок общих преображений в кадре становится немым актерством.

Популярность того или иного ведущего у зрителей можно объяснять не только частотой появления на экране, есть и другие способы понравиться. Например, разыгрывая роли:

а) с целью создания у телеаудитории выгодного впечатления от правильности своего поведения;

б) под углом зрения того, каким ведущий видит самого себя со стороны телезрителей;

в) с позиции личного эгоцентризма, самопредставления о том, каким бы он хотел быть, как его видели бы телезрители.

Опытные работники телевидения предостерегают от такого игрового соблазна, потому что ведущий «обязательно начнет играть самого себя». Эти три ролевые ракурса могут частично совмещаться, заметно расходиться между собой или выступать слитно, накладываясь один на другой.

Если на заре отечественного телевидения первые ведущие создавали «обаяние второго плана», обращаясь к зрителям на дистанции доверия с «мягкой приглушенностью», то в последующем (в период политического телеофициоза) они только «держались» на втором плане, добросовестно укрепляя социальные чувства и настроения. Сегодня необходимость активно-игрового характера экранных действий порождает выдвижение ведущего на передний, крупный план с опорой на приближенную мимику, всю зрелищную полноту суммарного фасадного поведения. Относясь к массовому, ритуальному, телевидение обладает адресными свойствами, которые восполняют отсутствие прямого общения и позволяют придать диалогичность контакту зрителя с экраном. Идея активного диалога, симметричного общения содержится в природе телевизионного зрелища. От того, насколько равно и ровно, симметрично в массовом взаимодействии происходит межличностный обмен, во многом зависит успех передачи.

Сегодня изменяются ролевые стратегии человека в кадре, расширяются сфера разговорности, степень его участия в театрализованном действии, свобода в выборе тем. Ролевые функции, цели взаимодействия, паритетность стратегий собеседников дают большое количество разговорных программ прямого эфира, где присутствуют: пестрота мнений, яркая персонифицированность передач, неповторимость общения (канал «Домашний»).

Журналист выступает в программах, где он не просто собеседник, а еще и: эксперт в своей узкой прикладной области; коммуникатор по текущим злободневным сиюминутным вопросам («жгучим вопросам современности»); партнер по задушевной беседе «за жизнь», когда «само общение становится материалом ленты». Такова, например, программа Андрея Малахова «Пусть говорят», которая возродила традицию вдумчивого, максимально внятного обсуждения острых и злободневных проблем.

Эффективность влияния ведущего на аудиторию зависит от нескольких факторов: цели создания передачи, жанровых рамок, благоприятных для речевого взаимодействия, профессионализма и этичности отношения телекоммуникатора к партнеру по речевому общению. Умение игнорировать искусственность телевизионного антуража, делать камеру союзником приближает общение журналиста к естественному. Сильная личность, индивидуальность не нуждается в гриме. Увлекательный рассказчик и человек способен «пробить экран, оказавшись рядом с теми, кто его смотрит».

Этический компонент вводит строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на повышенных тонах. Однако в практике современного телевидения эти запреты нередко нарушаются (передача «Comedy club»).

Теледебаты и телешоу.

Рейтинговые программы на современном ТВ – это мелодрамы, своеобразный «новый жанр», предлагающий типичную схему развития действия и утешительную форму разрешения конфликта, противоборства добра и зла («Пусть говорят!», «Моя семья», «Женский взгляд», «Кумиры» и др.). Зарубежные аналоги, программы «За стеклом», «Слабое звено», «Фактор страха» привнесли дух соперничества, конкурентности, выживаемости любой ценой, т. е. то, что ранее очень плохо согласовывалось с российским менталитетом. Новые кальки, передачи «Окна», «Большой куш», «Суд идет» строятся на инсценировках (в телевизионном шоу играют подставные лица, которых неискушенный зритель и студийная аудитория принимают за настоящих героев). Инсценированные истории погружают зрителей в толщу кошмара обывательской физиологии. Эти передачи – своеобразное проявление коммунального комплекса. Автор и ведущий здесь максимально раскован, иногда до развязности. Подчиняясь закону жанра, он часто выходит за пределы этики, выспрашивая об интимных подробностях, пытаясь показать человека в неприглядном виде. Задача – распалить страсти, развернуть битву вокруг бытовой проблемы, эпатировать публику непредсказуемостью ситуации и ее оригинальным решением.

Средством активизации зрителя являются такие формы работы с ним, как беседа, дебаты, дискуссии и полемика. В беседе автор общается не с живой аудиторией, а невидимым собеседником, реакцию зрителя можно только предполагать. Иное дело все виды дискуссий. На телевидении они проводятся с целью показать разные точки зрения на проблему, дать возможность участникам защитить свою точку зрения, опровергнуть противоположное мнение оппонента, утвердить собственную позицию. Полемика – это подлинный спор, предполагающий утверждение мысли неоспоримыми доказательствами. Дебаты – прения или спор, у которых могут быть разные цели – выяснить истину, убедить кого-либо изменить точку зрения, проверить жизненность идеи, обоснованность решений. Дебаты возможны только между компетентными людьми. Спор ради истины приобретает особую красоту, способен доставить непередаваемое наслаждение. И даже отступление не оставляет ощущения поражения.

Коммуникативно-речевые умения радио– или тележурналиста реализуются в разных ситуациях – в условиях политических теледебатов или игровой телепрограмме, где предусмотрены споры. Исход дела, т. е. то, как будут реализованы коммуникативные намерения, зависит от тщательности подготовки (уметь видеть собеседника, анализировать особенности его личности, вырабатывать стратегии). Вряд ли можно полагаться только на экспромт. Имея природные склонности к взаимодействию с разными людьми, способность к самооценке, развитую интуицию и навыки, журналист легко «собирает в концерт» публику, которой управляет как дирижер оркестром. В его ведении: интервьюируемый, гости передачи в студии, внестудийные собеседники на территории, где ведется съемка, он предоставляет открытую трибуну не только физически присутствующим участникам, но и «виртуалам» – посредством предварительно взятых видеоинтервью.

Принимать участие в теледебатах, очевидно, нужно только тем, кто умеет работать на камеру, владеет речью, может говорить кратко, емко, ярко. В споре журналист может выбрать роль адепта. Именно ведущий устанавливает правила игры. Он решает, кому давать слово, он распределяет знаки внимания. Журналист умещает максимальное количество слов в минуту времени, осуществляет напор на аудиторию, обладает мгновенной реакцией, предлагает отшлифованные формулировки, подготавливает ответы на прогнозируемые обвинения (так, например, работала С. Сорокина в передаче «Основной инстинкт...»).

В нарушение правил игры журналист порой увлекается, заражается эмоционально от партнеров и неосознанно начинает выступать активным участником спора, как это обычно бывало на передачах В. Соловьева «К барьеру!». Атмосфера азарта и напряженности заставляла его брать сторону одного из участников спора, проявлять напористость в отношении другого. Ведущий переставал задавать вопросы и начинал упорно навязывать аудитории свое мнение (что вовсе не было предусмотрено правилами передачи).

Электронный собеседник.

Повторение: коммуникативно-речевые методики для привлечения внимания аудитории и вовлечения ее в процесс игры на радио и телевидении; как работает имидж журналиста на цели и задачи телепрограмм; психологические моменты используются ведущими для проведения зрелищных теледебатов и телешоу.

Виды интервью: блиц-интервью, интервью проблемное, интервью-портрет.

Портретное интервью. Брать его сложно, а читать – интересно. Цель – раскрыть интервьюируемого, «нарисовать его портрет» при помощи вопросов, отвечая на которые человек проявит себя с новой стороны. Предполагается, что журналист в таких случаях следует исключительно за ответами интервьюируемого, то есть его вопросы возникают спонтанно по ходу беседы. Но, как показывает анализ, в процессе подготовки к интервью журналист очерчивает определенный круг тем, которые получают развитие в форме импровизированной беседы: вопросы в интервью, коротко означая темы следующих за ними отрезков текста - ответов, делают содержательную структуру текста и композицию его прозрачными, легко обозримыми. Портретные интервью с популярным человеком - лицо «желтых» газет. Они печатаются под рубриками «Кинозвезда», «Телегазета», «Шоу-дива» и многими другими. Как правило, героями бесед становятся эстрадные исполнители, кинозвезды, телевизионные ведущие, реже - политики. Часто зачин представляет собой краткую биографию и творческий путь интервьюируемого.

Интервью проблемное. В проблемном интервью ставят задачу выявить различные точки зрения и пути решения поставленной проблемы. Журналист перед таким интервью проделывает большую подготовительную работу. Придумывает тезисы беседы, выстраивает драматургию этой беседы, прорабатывает реакции собеседников на поставленные им вопросы, готовит сами вопросы, предполагает свои реакции на ответы собеседника. С помощью проблемного интервью можно формировать общественное мнение по поставленной проблеме.

Блиц-интервью. Проводится для выяснения мнений по определенному вопросу. Чаще всего это серия интервью, в которых разным участникам задается один и тот же вопрос. Оно проводится, как правило, вне студии. Собеседниками журналиста в этом случае могут быть люди разных возрастов, профессий. Например, школьник, военнослужащий, иностранный турист ит.д.

Информационное интервью это самая распространенная форма экранного диалога. Проводиться, чтобы узнать конкретные сведения (в большей степени это общественно значимая информация). Есть свой нюанс – профессионал-журналист задаёт вопросы, на которые знает ответы.

Протокольное интервью предназначено для официальных лиц. Проводят такое интервью в основном в политике. Одна из ошибок во время этого интервью, когда журналист высказывает своё собственное мнение.

Особенности языка и стиля интервью.

В интервью всегда участвуют два собеседника – интервьюер и интервьюируемый. При этом главную роль играет интервьюируемый, у которого журналист получает интересующую его информацию, а также узнает его мнение о фактах и ситуациях, о которых он сообщает. большинство текстов в этом жанре – устные интервью, материал которых журналист получает в ходе непосредственной встречи с человеком, который его интересует. Но иногда бывает и письменное интервью. Интервью – гибкий разговорный жанр. Это предопределяет его стилистику – свободную, экспрессивную, насыщенную яркими сравнениями, характеристиками и другими образными элементами. И в то же время обеспечивающую точность в передаче информации и воспроизведении мнения человека.

Чем отличается жанр интервью в электронных СМИ. Интервью позволяет потребителю информации получать эту информацию как бы «из первых рук» в то время как газету требуется ждать пока выйдет в печать. Получает возможность слышать и видеть самому в режиме on-line, то есть получает информацию не в «переводе» интервьюера, а от того, кто является источником этой информации, ее носителем. Интервьюер не в праве поменять вопросы местами, и соответственно подготовка к такому интервью должна быть более серьезной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: