Главным произведением Л.Н. Гумилева, посвященным этносу, является книга «Этногенез и биосфера Земли».
Подходы к этносу Л.Н. Гумилева и С.М. Широкогорова – рассматривать этнос как органическое жизненное единство. Этнос воспринимается как живое существо, в отличие от отдельного человека коллективное, огромное и живущее в течение длительного времени. Человек ограничен своим телом. Возможности этноса намного шире: он может производить много различных тел. Но так же, как и у живого человека, согласно Л.Н. Гумилеву, у этноса есть начало, рождение, подъем, зрелость, угасание и старость. Из таких циклов состоят жизни и судьбы этноса.
Зарубежная этносоциология
Зарубежная этносоциология восходит к М. Веберу, который ввел в научный оборот понятие «этницитет», что по-немецки означает «этничность». В Германии была также создана первая собственно этносоциологическая школа, которая стала использовать термин «этносоциология». Ее основателями были Рихард Турнвальд (1869-1954) и Вильгельм Мюльман (1904-1988).
Прямым аналогом германской этносоциологии была американская школа культурной антропологии, основанная в США эмигрантом из Германии ФранцомБоасом (1858--1942).
В Англии этнология и антропология были также неразрывно переплетены с социологическим подходом. Эта традиция связана с Брониславом Малиновским (1884-1942) и Альфредом Рэдклиффом-Брауном (1881-1955).
Во Франции ближе всего к этносоциологии стоит крупнейший этнолог и философ, основатель «структурной антропологии» Клод Леви-Стросс (1908-2009).
Этнос и раса
Этнос в некоторых языках рассматривается как синоним «расы», а этническая принадлежность – как синоним расовой.
В понятии «расы» ставится акцент на совокупности физиологических, фенотипических и генетических характеристик. Принадлежность к расе подразумевает физиологич. идентификацию телесного организма, доказанную тем или иным научным способом.
Этнос в этносоциологии не имеет отношения к научно (с помощью тех или иных методов) верифицированному биологическому и физиологическому качеству человека. В научном контексте термин «этнос» используется без отсылки к расе.
Поставим теперь вопрос по-другому: исключает ли этнос биологическое единство? Конечно, нет. В этнических средах, в этнических обществах, где этничность (в социологическом смысле – как единство языка, вера в общее происхождение, общие традиции и общий уклад жизни) сильна, входящие в этот этнос люди, как правило, воспроизводят похожих на себя людей.