Вопрос 3. Суверенитет: понятие, характеристика

Суверенитет - присущее государству абсолютное верховенство власти на своей территории и независимость в международных отно­шениях. Данный признак характери­зует государство как особый субъект политических отношений, основообразующий компонент политической системы общества. В обществе власть может иметь разновидности: корпоративная, партийная, семейная, религиозная и др., однако высшей вла­стью обязательной для всех граждан, органи­заций и учреждений, обладает только государство. Суверенитет обозначает, что в пределах государственных границ, государство само определяет отноше­ния с другими государствами, а последние не вправе вмеши­ваться в его внутренние дела. Сувере­нитет (его характеристики) не зависит от величины территории, численности на­селения, политического режима. Признаки верховенства государственной власти: 1) безусловное распространение на всех граждан и все со­циальные структуры общества; 2) монополия на силовые методы, вплоть до лишения жизни; 3) осуществление властных полномочий в юридических формах (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); 4) главенствующая роль в отношении пересмотра нормативных актов других субъектов права. Суве­ренитет государства имеет экономические, политические и правовые аспекты. Экономический аспект выражается во владении и распоряжении территорией, наличием государственной собственности, культурным и национальным достоянием. Политический аспект заключается в суще­ствовании и развитии организации власти исторически сложившегося государства. Правовой аспект закрепляется в основном законе государства (конституции), законодательстве, декларациях, общепризнанных принципах и нормах ме­ждународного права, заключенных международных договорах.

Суверенитет — качественное свойство любого госу­дарства. Однако абсолютного государственного суверенитета нет, поскольку госу­дарства взаимозависимы в торговле, дипломатических и иных отношениях, и эта взаимозависимость в современном мире непрерывно возрастает. Такое возрастание имеет характерную черту - распределение влияния некоторых государств сопровождается стремлением стать сверхдержавой и обрести возможность управлять различными процессами внутри других государств. Проще говоря, влиять на их право и суверенитет. Поэтому, когда например, говорят об экономи­ческом суверенитете государства, то имеют в виду не его экономиче­скую изолированность от других членов международного сообщества, а лишь возможность (термин право к сожалению не отражает истинного положения вещей) определять свою экономическую политику с учетом наличного влияния. Доказательством тому следующий факт. На сегодня даже в одной из самых развитых стран - США около 7 % всей собственности принадлежит Саудовской Аравии (По документальным источникам американского исследователя Майкла Мура цена ее составляет примерно 670 млрд. $). Это огромные деньги и соответствующие собственники - граждане, организации несомненно влияют на политические и экономические решения принимаемые в США. В России ситуация осложнена недостатком денег, зависимостью бюджета государства от мировых цен на газ, золото и нефть. А эти показатели нестабильны, поэтому, например политические решения нашего государства часто отталкиваются от сложившейся экономической конъюнктуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: