Конкурентоспособность сообщества фирм и международная конкурентоспособность наций

Одна из общих прооблем теорий внешней торговли - со­вмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообороте. Это связано с ответом на вопрос: "как отдельные фирмы конк­ретных стран получают конкурентные преимущества в ми­ровой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях?". Ответить на данный вопрос попытался ученый-экономист из США М. Портер. На основе изучения практики компаний 10 ведущих идустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию "международной конкурентоспособно­сти наций". Конкурентоспособность страны в международ­ном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:

• факторных условий;

• условий спроса;

• состоянием обслуживающих и близких отраслей;

• стратегией фирмы в определенной конкурентной си­туации.

М. Портер - сторонник классической теории факторов, которые он не ограничивает исходными, вводя новые, в том числе возникающие в процессе производства (повышение прозводительности труда при нехватке трудовых ресурсов, внедрение компактных, ресурсосберегающих технологий при ограниченности земли, естественных богатств).

Второй компонент - спрос - определяющий для развития фирмы. При этом состояние внутреннего спроса во взаимо­связи с потенциальными возможностями внешнего рынка решающим образом воздействует на фирменную ситуацию. Здесь немаловажно обозначить и национальные особенности (экономические, культурные, образовательные, этнические, традиции и привычки), влияющие на выход фирмы за пре­делы страны. Подход М. Портера предполагает преобладаю­щее значение требований внутреннего рынка для деятельности отдельных компаний.

Третье - состояние и уровень развития обслуживающих и близких отраслей и производств. Обеспеченность соответ­ствующим оборудованием, наличие тесных контактов с по­ставщиками, коммерческими и финансовыми структурами.

В-четвертых, стратегия фирмы и конкурентная ситуа­ция. Избранная фирмой рыночная стратегия и организаци­онная структура, предполагающая необходимую гибкость - важные предпосылки успешного включения в международ­ную торговлю. Серьезным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное домини­рование с помощью государственной поддержки - негатив­ное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: