Предпринимательство по Й. Шумпетеру и И. Кирцнеру

Й. Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать "новую комбинацию" факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация. Й. Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя:

Потребность в господстве, власти, влиянии.

Воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой

Радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

И. Кирцнер видит основную роль предпринимательства в том, чтобы добиться такого регулирования системы, осуществить такую ее подстройку, которая обеспечивала бы движение рынков к состоянию равновесия, т.е. предприниматель представляет собой "уравновешивающую" силу. Свою функцию предприниматель (по Кирцнеру) может выполнить, не имея собственного капитала и даже особого воображения.

Преимущества крупных предприятий в эпоху научно- технического прогресса.

Разработка нового лекарства, самолета, интегральной схемы обходится одинаково

дорого и тому, кто в дальнейшем будет выпускать их большой серией, и тому, кто способен изготовить лишь небольшое количество. Но из-за гигантской стоимости НИОКР карлику вообще не стоит ввязываться в это дело - он их заведомо не сможет окупить.

Так, в середине 80-х годов средние затраты на разработку нового поколения

микропроцессоров (чипов) превысили десять миллиардов долларов. Сколько же надо

продать чипов, обычно стоящих не более тысячи долларов, чтобы окупить только затраты на НИОКР? А ведь издержки на научно-технические работы – далеко не единственный вид расходов. Менее 10 фирм во всем мире производят столь значительное количество чипов, что способны вынести подобный груз постоянных издержек.

Таким образом, крупные предприятия имеют значительные преимущества в эпоху прогресса, т.к. им проще окупиться.

Научно-исследовательские работы – крайне затратны, не каждая фирма может позволить себе такие расходы. Мелким фирмам лучше не ввязываться в это, иначе велика вероятность того, что бюджет «карлика» просто не потянет, что приведет компанию к банкротству. Крупная же компания имеет перед мелкой несомненную фору. Мелкая фирма всегда будет уступать крупной фирме в эффективности в сфере производства в силу одного только меньшего размера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: