Согласно теории Майкла Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы гос. управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. М. Портер считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельные ее фирм, а кластеров – объединений фирм различных отраслей, причем, принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы.
Понятие конкурирующих фирм
Конкурирующие фирмы – фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Конкурентоспособность – степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя.
Важная черта, которая отличает монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции, состоит в том, что: конкурирующие фирмы продают дифференцированный продукт, а не однородный.
От того, какая часть фундаментальной ниши войдет в состав ниши реализованной во многом зависит судьба фирмы.
Сценарий а) реализуется, когда фундаментальные ниши фирм совпадают лишь в незначительной части.
Сценарий б) возникает при значительной степени совпадения фундаментальных ниш.
Сценарий в) осуществляется, когда ни одной из фирм не удается взять верх на спорном участке.