Поведенческий, структурный и функциональный подходы к определению конкуренции

Конкурентоспособность – степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя.

Структурный подход: рассматривает конкуренцию как особую ситуацию на рынке, которая характеризуется двумя факторами: 1) наличием на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного продукта или ресурса; 2) свободой для покупателей и продавцов входить на те или иные рынки или покидать их. (К. Р. Макконел, С. Л. Брю, М. Буйи, Г. Менкью)

Функциональный (ролевой) подход: основной характеристикой конкуренции следует считать выполняемые ею экономические функции (Й. Шумпетер: Ф. Хайек, А. Маршалл)

Поведенческий подход: конкуренция как постоянно действующий механизм свободной состязательности, соперничества товаропроизводителей, предприятий, фирм в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. (М. Портер, А. Ю. Юданов)

Комплексный подход объединяет все изложенные выше признаки.

Позиции лидера и вице-лидеров на рынке

Фирма-лидер существенно крупнее своих соперников, ее главенствующее положение еще и отличается завидной стабильностью. Лидер: накопил большой технологический опыт, имеет опыт обслуживания рынка, завоевал добрую репутацию у потребителей, аккумулировал финансовые ресурсы

С наличием у лидера «преимущества первого хода» связаны и особенности положения более мелких виолентов, действующих с ним в одной отрасли.Лидер действует на самом популярном сегменте рынка. Вместе с тем он не полностью удовлетворяет весь массовый спрос. Дело в том, что беспредельное расширение ассортимента сводит на нет эффективность массового производства. Наличие незанятых сегментов массового спроса ведет к тому, что фирма-лидер обычно действует в окружении меньших по величине виолентов («вице-лидеров»). «Вице-лидер» заинтересован в увеличении серийности своего производства, что возможно при ориентации на пользующиеся наибольшим спросом разновидности товара. С другой стороны, придерживаясь данной ориентации, «вице-лидер» все вероятнее может вступить в прямую конкуренцию с лидером, что весьма опасно. «Вице-лидер» либо рискует снижением эффективности крупного производства, либо усилением конкуренции с лидером. Единственной перспективной тактикой для «вице-лидера» в таких условиях является жесткий конкурентный прессинг по отношению к доминирующей компании. Использование малейших ее ошибок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: