Переход подавленной конкуренции в открытую форму

В новом качестве субъектов рыночной экономики российские предприятия вступили в конкурентные отношения друг с другом и с иностранными фирмами, и этой конкуренции не ощутили. На ранних этапах реформ рынок полностью поглощал всю изготовлявшуюся
продукцию, причем на самых выгодных для производителей условиях. Ни о какой реальной конкуренции речь не шла. Причины этого крылись в монополизме экономики, который сложился еще в постсоциалистической экономике. Если в капиталистических странах монополии возникали в результате объединения или сговора прежде
независимых предприятий, то монополия была редким случаем практики, так как сосредоточению всего производства в руках единственной фирмы препятствовали рыночные силы (процессы конкуренции) и эффективно препятствовало государство. В частности, проводилась принудительная демонополизация – расщепление монополии на
компании, из которых она была создана.

В СССР, напротив, многие крупные предприятия сразу создавались как единственные в стране производители определенной продукции (таким образом, государство использовало экономию на масштабах производства). Советский рынок был практически закрыт от иностранной конкуренции. И российская продукция никогда не потеряла бы столь значительного рыночного пространства, если бы ее конкурентные слабости не были усилены, по меньшей мере, двумя факторами:

– отсутствием у предприятий времени и материальных ресурсов на подготовку к открытию рынка,

– завышенным курсом рубля.

Таким образом, непосредственным последствием появления конкуренции в стране стала неконкурентоспособность значительной части российских фирм. Новый этап развития конкурентных отношений в России начался, когда в ряде отраслей (в основном производящих потребительские товары) сложилась критическая масса предприятий, обладающих достаточной конкурентоспособностью, и между ними начались невиданные до того конкурентные войны. Удобной точкой отсчета этого периода может служить кризис 1998 г., ослабивший давление импорта и в силу этого усиливший конкурентные позиции отечественных производителей, но первые признаки перемен появились
раньше, после 1998 г. они лишь стали нагляднее. Российская специфика проявилась в широком распространении нетипичных для современности ценовых схваток (на рынках авиаперевозок, сотовой связи, косметики, производстве моющих средств
и др.), однако часто использовались и неценовые методы борьбы (в пивоваренной, кондитерской промышленности, фармацевтике). Поводом к началу конкурентных войн почти во всех случаях явился выход на арену крупных фирм, фирм, делавших попытки за-
крепиться на массовых сегментах рынка и занять на них доминирующее положение. Итогом же конкурентных войн (в некоторых отраслях они еще продолжаются) становится формирование более зрелой фирменной структуры рынка. Поэтому можно считать, что сложилось три основных модели конкурентных войн в России:

– модель расширения рынка;

– модель снижения качества;

– модель обогащения посрендников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: