Оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на существенные недостатки этой формы оценивания: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение процентоманией, субъективность использования учителем разных отметок.
Следует не допускать формального накопления отметок, ориентировку на среднюю отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть средним арифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость.
Необходимо совершенствовать, прежде всего, методику текущего контроля, усилить значение воспитательной функции этой деятельности.
В 1 классе в течение всего учебного года отметки не выставляются. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания - звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр.
|
|
Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой отметке. Отметкой оценивается результат определенного этапа обучения.
Пока дети начинают познавать азы чтения, письма, счета, пока не достигнуты определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и неосознанные знания.
Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок (отметок).
Отменяется оценка «очень плохо» (1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и характеристика «очень плохо» может быть приравнена к характеристике «плохо».
Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
Вводится оценка за общее впечатление от письменной работы. Суть ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная и в журнал не вносится.
В тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от письменной работы (отметка в знаменателе).
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается:
- если в работе имеется не менее двух неаккуратных исправлений;
-работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.