Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Словесная оценка рассматривается как деловое указание, существенной особенностью которого является его содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащихся (ленив, не старался, невнимателен), а подчеркивать недостатки, связанные с процессом выполнения учебной задачи. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы: раскрытие как положительных сторон, так и отрицательных.
Важно, чтобы учитель знал и владел классификацией различных видов оценок.
Основание | Виды оценок |
Содержание оценивания. | Конкретные или неопределенные оценки (согласие, ободрение, одобрение, порицание или замечания без объяснения причин). |
Направленность на учение. | Прямые оценки учителя, опосредованные через других, косвенные. |
Характер воздействия. | Положительные, нейтральные, отрицательные. |
Временная направленность. | Ретроспективные, актуальные, перспективные. |
Предмет оценивания. | Парциальные, фиксированные, интегративные. |
Субъект оценивания. | Педагогическая (учитель), ученическая (одноклассник), самооценка. |
Количество участников. | Индивидуальные, коллективные. |
Формы предъявления. | Вербальные, невербальные. |
Отсутствия оценки. | Своеобразные, ведущие к ухудшению состояния ученика, депрессии, поиску причин ситуации. |
Управление образовательным процессом в начальной школе без соответствующего контроля немыслимо, поэтому контрольные действия учителя начальных классов являются важным условием общей эффективности образования.
|
|
Контроль – это проверка, сличение образца и фактического исполнения учебного действия, сопоставление сформулированной цели и реального результата. Предметом контроля является сравнение. Его конечный результат – продукт какой-либо конкретной деятельности (чтение, рисование, труд, математика и т. д.).