Фирма в условиях совершенной конкуренции

В условиях совершенной конкуренции цена на продукцию фирмы не зависит от объема выпуска.

Каждую единицу товара фирма продает по одной и той же рыночной цене. Это происходит потому, что любая фирма отрасли не оказывает существенного влияния на объем предложения отрасли в целом. Цена задается рынком, поэтому величина среднего дохода фирмы (AR) равна цене товара (P). Каждая дополнительная единица товара принесет фирме дополнительный доход, равный рыночной цене этого товара.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции выполняется равенство: AR=MR=P. Это означает, что кривая спроса на продукцию отдельной совершенно конкурентной фирмы представляет собой прямую, параллельную горизонтальной оси. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде различается.

Чтобы выбрать оптимальный объем выпуска, необходимо сравнить предельную выручку (MR) и предельные издержки производства (MC). Фирма будет увеличивать объем производства до тех пор, пока каждая дополнительно произведенная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль, т.е. пока предельные издержки будут меньше, чем предельная выручка (MC<MR). Если предельные издержки превысят предельную выручку, фирма станет нести убытки. Любое отклонение от точки, в которой предельные издержки равны предельной выручке, приводит к потерям фирмы.

Таким образом, условие равновесия фирмы для краткосрочного периода в каждой рыночной структуренаступает при выполнении равенства МС=МR, т.е. фирма, добивающаяся максимума прибыли, стремится установить такой объем производства, при котором предельные издержки становятся равными предельной выручке. На рынке совершенной конкуренции предельная выручка всегда равна цене (MR=P), поэтому условие равновесия фирмы приобретает вид: МС = Р.

Оптимальный объем выпуска (Q*) гарантирует, что прибыль, которую получает фирма при данном объеме производства, максимальна. Однако нет никаких гарантий, что в экономическом смысле она неотрицательна. Производство продукции конкурентной фирмой в краткосрочном периоде будет целесообразно, если цена продукции оказывается больше средних совокупных издержек (P > ATC), тогда каждая единица продукции приносит прибыль, равную разности между ценой и средними совокупными издержками. В этом случае фирма имеет положительную экономическую прибыль.

Если при оптимальном объеме выпуска (Q *) цена оказывается меньше средних совокупных, но больше средних переменных издержек: (AVC < P < ATC), то это означает, что у фирмы нет способов получить положительную экономическую прибыль и речь может идти только о минимизации убытков.

Если в рассматриваемом случае фирма продолжит производство оптимального объема выпуска Q *, то ее убытки будут меньше. Это объясняется тем, что даже если фирма не производит продукцию, она все равно несет убытки, равные сумме ее постоянных издержек (FC), если при выпуске нерентабельной продукции убытки меньше, чем сумма постоянных издержек, фирме следует производить оптимальный объем выпуска Q * с целью минимизации убытков.

Одновременно фирме следует искать пути, как исправить положение и перейти от убыточной деятельности к прибыльной. Можно, например, перепрофилироваться или переоснастить производство и снизить издержки. Однако эти мероприятия выходят за рамки краткосрочного периода, они возможны лишь в долглсрочном периоде. В краткосрочном же периоде, пока эти меры подготавливаются (например, идет поиск инвесторов), фирма должна осуществлять свой оптимальный объем выпуска.

В случае, если цена упадет ниже средних переменных издержек (P < AVC), фирме следует прекратить производство и срочно предпринимать усилия по исправлению сложившегося положения.

В долгосрочном периоде фирма имеет достаточно времени, чтобы приспособиться наилучшим образом к переменам на рынке, например, увеличить или сократить масштабы своего производства. За это время в отрасль могут войти новые фирмы, а часть работавших в ней фирм может покинуть отрасль.

Решение фирмы об объеме производства в долгосрочном периоде принимается аналогично тому, как это делается в краткосрочном периоде. Оптимальный объем выпуска определяется равенством цены долгосрочным предельным издержкам (LMC) P=LMC. В отличие от краткосрочного периода, в долгосрочном периоде фирма продолжает свою деятельность только в том случае, если она возмещает все свои издержки (включая издержки, являющиеся постоянными для краткосрочного периода), т.е. если цена выше или равна долгосрочным средним совокупным издержкам (LAC) P ³ LAC.

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде экономическая эффективность достигается как с точки зрения использования ограниченных ресурсов в данном производственном процессе, так и с точки зрения распределения ресурсов между различными производственными процессами.

В долгосрочном периоде фирма может использовать более эффективные технологии с наименьшим расходованием ресурсов и выбрать оптимальный масштаб производства. Именно поэтому совершенная конкуренция считается наиболее эффективной с точки зрения функционирования рыночного механизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: