Рынки несовершенной конкуренции

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.

Крайним случаем рынка несовершенной конкуренции является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Совершенная конкуренция и чистая монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения индивидуальной фирмы, стремящейся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.

Таким образом монопольный рынок – это такая рыночная структура, в которой функционирует лишь одна фирма производитель и много покупателей. В связи с этим:

1) Для монопольной фирмы ее рынок совпадает с рынком в целом и поэтому поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном режиме по существу совпадает.

2) Для монопольной фирмы не существует кривой предложения. Действительно, может так получиться, что одно и тоже количество продукции продается по разным ценам, то есть нет однозначной зависимости между объемом и ценой.

3) Монополия «любит» своих потребителей и не хочет им вредить, но заботится она о себе, то есть максимизирует свою прибыль.

           
     
 


МС MC

Pm

MR=P

D

Q* Qm MR

а) рынок совершенной конкуренции б) монополия

Есть разные монополии:

· открытая – не имеющая защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии;

· закрытая – деятельность которой защищена патентом, обладающая правом продавать лицензии;

· естественная – существует в отраслях, где эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В таких отраслях одна фирма целиком может обеспечить весь спрос, предъявляемый на ее товар (услугу), т.е. эффективной является организация производства на базе единственной фирмы. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры зиждятся на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно и привело бы к росту затрат.

К таким отраслям принято относить предприятия общественного пользования (электро, газо, водоснабжение, канализация), железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельного телевидения.

У фирм – естественных монополий зависимость средних затрат от объема выпускаемой продукции своеобразна. Там нет в рабочей зоне минимума АС. Поэтому разбивать их на части не целесообразно, а государство борется с ущербом, связанным с естественной монополией, другими способами, например, ограничивая цены на их продукцию.

       
 
   
 


АС

Q

Чистая монополия возникает там, где существует только один продавец, нет товаров-заменителей, а выпускаемый продукт однороден или уникален, а при вступлении в отрасль или уходе из нее существуют входные или выходные барьеры (границы фирмы и отрасли совпадают).

При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Цена диктуется рынком, и в этих условиях фирма может увеличивать свою прибыль не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между доходом и издержками была бы максимальной (фирма – «ценополучатель»).

В случае несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой: он сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены при котором прибыль была бы максимальной (фирма – «ценоискатель»). Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, всегда действует на эластичном участке кривой спроса. При этом функция спроса является заданной и, в соответствии с законом спроса, при снижении цены величина спроса растет и наоборот.

Р Р

Р1 D

D

Q Q

а) Кривая спроса на продукцию б) Кривая спроса на продукцию

на рынке совершенной конкуренции монопольной фирмы

Невозможность влиять на рыночную цену на рынке совершенной конкуренции связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Если же фирма-монополист выбрасывает на рынок большое количество товара, его цена падает.

Таким образом, по линии спроса на товар можно судить о фирме: горизонтальность линии спроса на товар, производимой фирмой, характеризует ее как совершенного конкурента, если же линия спроса имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фирмой – «ценоискателем».

Для монопольного рынка, как и для многих других рынков, кроме рынка совершенной конкуренции, кривая предельного дохода не совпадает с кривой спроса, а идет ниже нее: MR(Q)<P(Q). Нетрудно доказать, что на любом рынке имеет место соотношение

и, так как дробь > 1,0, то при любом конечном значении коэффициента эластичности и выполняется указанное выше неравенство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: