Фирма в условиях несовершенной конкуренции: монополия

Фирма-монополист, так же как и совершенно конкурентная фирма, стремится оптимизировать выпуск продукции и получить максимальную прибыль.

В краткосрочном периоде для фирмы–монополиста проблема максимизации прибыли может решаться двумя способами. Первый способ состоит в сравнении совокупной выручки (TR) и совокупных издержек (TC). Максимум прибыли монополист получит при таком объеме выпуска, когда разница между ТR и TC будет максимальной.

Другим способом определения максимума прибыли является сравнение предельной выручки и предельных издержек. Для фирмы-монополиста предельная выручка не равна цене продукции, а всегда меньше нее при любом объеме выпуска продукции.

Чтобы продать дополнитель­ную единицу продукции, фирма-монополист вынуждена снизить на нее цену, но фирма не может продавать одинаковые экземпляры продук­ции по разным ценам, поэтому она вынуждена снизить цены и на все предыдущие экземпляры. В результате за счет дохода, по­лученного от продажи дополнительной единицы продукции, она должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие экземпляры.

Можно записать:

       
   
Потери от удешевления “n” единиц продукции
 


Отметим, что в отличие от конкурентного рынка, на монопольном рынке отсутствует кривая предложения. Дело в том, что фирма-монополист реагирует на спрос, не двигаясь по кривой предложения, а выбирая такую комбинацию цены и объема выпуска, которая максимизирует прибыль. Монополист должен определиться: либо ограничивать объем продаж для поддержания высокой цены, либо увеличить продажи, снижая с этой целью цену. Однако стремление монополиста увеличить цену ограничивается неким пределом, определяемым величиной покупательского спроса на данную продукцию.

Специфика ценообразования обеспечивает монополисту более высокую, чем для других типов рыночных структур, прибыль (сверхприбыль). Получение этой прибыли возможно лишь в том случае, если он сможет удержать контролируемую отрасль от проникновения в нее конкурентов. Если барьеры для входа в отрасль достаточно высоки, монопольная прибыль приобретает устойчивый характер.

Чем больше разрыв между ценой и предельными издержками, тем больше степень монопольной власти фирмы.

Подводя итоги сравнению функционирования рынка в условиях совершенной конкуренции и монополии, отметим, что последняя менее эффективна с точки зрения функционирования рыночного механизма. Неэффективность монополии обусловлена следующим:

· во-первых, при прочих равных условиях, равновесие на монополизированном рынке устанавливается при меньшем объеме выпуска и более высокой цене, чем на совершенно конкурентном рынке;

· во-вторых, в условиях монополии излишек производителей выше, а излишек потребителей ниже, чем в условиях совершенной конкуренции;

· в-третьих, общество несет чистые потери из-за существования монополии;

· в-четвертых, ситуация равновесия на совершенно конкурентном рынке в долгосрочном периоде устанавливается так, что вся продукция производится с минимальными долгосрочными средними издержками. Монополия подобным свойством не обладает.

Вопросы для самопроверки по теме 2.5

1. Как рассчитывается прибыль предприятия?

2. При каких условиях совершенно конкурентная фирма будет получать положительную экономическую прибыль?

3. Каковы условия равновесия фирмы в условиях несовершенной конкуренции?

4. Стоит ли совершенно конкурентной фирме закрываться, если в коротком периоде она несет убытки?

5. Когда совершенно конкурентная фирма будет вынуждена прекратить выпуск продукции?

6. Как монополия определяет оптимальный объем выпуска продукции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: