Складская служба

Складская служба предназначена для накопления, хранения и преобразования (комплектования) грузопотока.

По назначению склады делятся:

1. На склады заготовок. В крупных цехах они, в свою очередь, могут разделяться на склады материалов (прокат, листы и т. п.), заготовок (литые, штампованные или предварительно начерно обработанные или отрезанные в другом цехе или участке), полуфабрикатов (покупаемые со стороны, предварительно обработанные).

В машиностроении широко используют трубы, круглый и фасонный прокат для получения штучных заготовок. Штучные заготовки используют для ковки или штамповки заготовок необходимой формы и размеров либо непосредственно подвергают механической обработке. Поэтому, в зависимости от объемов производства, в составе машиностроительного завода предусматривают централизованный склад металла с заготовительным цехом либо склады металла при механических цехах с заготовительным участком для резки проката. Склады проката создают также при автоматных цехах (где используются прутковые токарные полуавтоматы).

Для размещения металлопроката используют специальные стеллажи, конструкция которых определяется видом подъемно-транспортных средств, используемых на складе. В самом простом варианте используют стоечные стеллажи, устанавливаемые на полу. Загрузку и выгрузку металлопроката в этом случае осуществляют мостовыми подвесными или козловыми кранами. Недостатком подобных складов является большая площадь складирования при значительных объемах хранимого металлопроката, особенно при разнообразном сортаменте. Значительно большую вместимость имеют склады с консольными стеллажами, однако для ихобслуживания необходимы стеллажные краны-штабелеры (см. рис. 16.1, а) либо специальные погрузчики с боковым выдвижным грузозахватом, мостовые краны-штабелеры (см. рис. 16.1, б). В первом случае обеспечиваются наибольшая производительность складирования и высокий уровень автоматизации при использовании программно-управляемых штабелеров.

Для резки проката на штучные заготовки в пролете склада в непосредственной близости от стеллажей устанавливают отрезные станки, снабженные полуавтоматическими питателями. Поэтому очередную порцию проката со склада краном-штабелером или мостовым краном разгружают непосредственно на конвейер питателя. По такой схеме работают автоматизированные склады металлопроката.

Штучные заготовки, а также резаный прокат хранят в таре. Применение унифицированной тары очень важно для того, чтобы исключить перекладывание заготовок при транспортировании их с других заводов в порядке кооперации, а также при межкорпусном транспортировании. Заготовки в ящичной таре удобно складировать штабелем в несколько ярусов, а применение ящичных поддонов с открывающейся верхней частью одной из стенок позволяет отбирать детали из нижних поддонов штабеля, не снимая верхние поддоны.

Штабелями хранят крупные и тяжелые отливки, сварные конструкции, а также в небольших складах заготовки одинаковой номенклатуры. Укладку поддонов в штабель осуществляют напольными электропогрузчиками, высокая маневренность и высота подъема вильчатого захвата которых обеспечивают укладку пяти ярусов поддонов с заготовками в штабеле. Это очень экономичный вид складирования заготовок для небольших цехов.

Для средних и крупных цехов, особенно при большой номенклатуре заготовок, более целесообразно хранение заготовок в таре на стеллажах. Cхемы и параметры клеточных стеллажей приведены на рис. 16.1 и в табл. 16.1.

Таблица 16.1

Основные параметры бесполочных и каркасных стеллажей
по ГОСТ 14767—81

Стеллаж Длина ячейки А, мм Ширина стеллажа Вст, мм Нагрузка на ячейку, Н
Бесполочный 450; 710; 950; 1320; 1800; 450; 670; 850; 900; 1120; 1250; 500; 1000; 2 500; 5 000;
Каркасный 450; 950; 1320; 1800; 2650 450; 670; 850; 900; 1120; 1250 10 000; 20 000

Примечание: высота стеллажей Hст, м, следующая: 1,8; 2,4; 3,0; 3,6; 5,1; 5,7; 6,3; 6,9; 7,8; 8,4; 9,3; 9,9; 10,5; 12,3; 14,4; 16,2.

Бесполочные стеллажи имеют конструкцию направляющих, соответствующую применяемой таре, а в стеллажах каркасного типа в каждой ячейке на полке может быть размещено несколько поддонов.

2. Склады вспомогательных материалов. Предназначены для хранения смазочных материалов (масел различных марок), смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) и их концентратов, промывочных жидкостей (керосина, солярки, бензина и т. п.), обтирочных материалов (ветоши, тряпок и т. п.), уборочных (опилок для уборки пролитого на пол масла). Иногда такие склады называют склады ГСМ (горюче-смазочных материалов). В небольших цехах склады вспомогательных материалов размещаются в складах заготовок в отдельно отгороженном помещении из негорючего материала и с железной дверью. Особое внимание уделяется хорошей вытяжной вентиляции и оборудованию активной пожарной сигнализации, реагирующей на дым и повышение температуры. ГСМ хранятся в герметично закрытых емкостях (чаще всего в металлических бочках) в небольших объемах. Основные запасы хранятся на заводском складе или снаружи здания, огороженные решеткой, под навесом или в пристраиваемом помещении. При хранении в здании склад вспомогательных материалов располагается в начале цеха, чтобы избежать перевозки пожароопасного груза по всему цеху. Двери склада вспомогательных материалов не должны выходить на вход, выход и магистральный проезд, иначе при пожаре образовавшийся факел отсечет пути эвакуации.

3. Склады межоперационного хранения (промежуточные). Предназначены для хранения заготовок между операциями при пролеживании более одних суток. Располагаются вдоль стен вблизи рабочих мест, где заготовки обрабатывались или будут обрабатываться. Иногда (при недорогих заготовках) эти склады представлены в виде площадок межоперационного хранения на территории цеха.

4. Склады готовых деталей. Предназначены для хранения готовых деталей после обработки или перед сборкой.

5. Склады готовых изделий. Предназначены для хранения готовых изделий после сборки перед отправкой на центральный заводской склад.

6. Склады технологической оснастки и инструмента. Эти склады обычно относятся к инструментальной службе.

По виду складирования склады различаются:

1. Штабельные. Поддоны с деталями устанавливаются друг на друга (до 5-и поддонов). Этот вид складирования позволяет сэкономить место, но не позволяет быстро взять нижние поддоны (требуется перегрузка), поэтому в штабеле должны быть поддоны с одинаковыми деталями.

2. Стеллажные. Хранение деталей (контейнеров, заготовок, инструментов и т. п.) осуществляется на стеллажах, что экономит место и позволяет быстро взять любую деталь или контейнер (см. рис. 16.1). При тяжелых грузах (весом более 25 кг) требуется применять электротельферы или погрузчики (при весе более 100 кг). Стеллажные склады различаются по высоте хранения груза: а) малой высоты (до 5 м, однако оптимальная высота хранения – до 2,5 м); б) средней высоты (от 5 до 8 м); большой высоты (от 8 до 12,5 м).

Склады стеллажной конструкции более вместительны по сравнению со складами, где заготовки хранятся штабелями, занимают меньшую площадь благодаря лучшему использованию здания по высоте, а также дают возможность автоматизировать складские работы. К тому же высокая устойчивость конструкций обеспечивает безопасность работы. Особенно эффективны склады стеллажной конструкции при большой номенклатуре заготовок или полуфабрикатов. При этом для груза каждого наименования отводится своя зона хранения, что обеспечивает порядок и четкую организацию складских работ.

Недостатком складов стеллажной конструкции является их малая приспособленность к изменению планировки, т. к. для создания подобного склада требуются специальные фундаменты с закладными элементами. Поэтому при создании и размещении подобных складов следует учитывать перспективу развития цехов и завода в целом.

Основные типы стеллажных складов заготовок и полуфабрикатов с использованием различных видов подъемно-транспортного оборудования показаны на рис. 16.1.

Сопоставление четырех представленных вариантов по вместимости склада при ширине пролета L = 18 м иболее показывает, что если вместимость склада при обслуживании стеллажей электропогрузчиком принять за единицу, то вместимость склада при обслуживании мостовым краном с управлением из кабины составит 1,27, краном, управляемым с пола, — 1,64, а стеллажным штабелером — 1,75. Это объясняется меньшей шириной проходов В пр и большей высотой стеллажей при использовании указанных видов транспорта.

При использовании напольных электропогрузчиков и электро-штабелеров ширина проезда между рядами стеллажей составляет 2310…3230 мм, в зависимости от модели и грузоподъемности штабелера при фронтальной погрузке, и 1700 мм — при наличии трехсторонней грузовой платформы. Высота, на которую поднимается груз, составляет 3000…5600 мм. В последние годы созданы конструкции автоматизированных напольных погрузчиков, управляемых от ЭВМ, что позволяет им успешно конкурировать со стеллажными кранами-штабелерами.

Так, например, электропогрузчик, управляемый от ЭВМ, имеет грузоподъемность 1000 кг при высоте, на которую поднимается груз, 5600 мм. Электропогрузчик оборудован трехсторонней грузовой платформой, поэтому его можно использовать на складах с шириной проходов между стеллажами В пр = 1700 мм.

При использовании мостовых, подвесных и стеллажных кранов-штабелеров ширина проходов между рядами стеллажей составляет 950…1400 мм, в конструкции автоматизированных складов для ГПС имеются варианты складов с шириной прохода до 500 мм.

В зоне приема и выдачи грузов на складах предусматривают дополнительные перегрузочные устройства с внешнего транспорта на устройства складской системы. Здесь предусматривают также накопительные устройства, которые служат для устранения неравномерности внешних и внутренних грузопотоков. За время нахождения заготовок и полуфабрикатов в накопительных устройствах также выполняют операции контроля, пересчета, сортировки и комплектации партий для обработки или укладку на специальную технологическую тару или спутники. Спутник – это стальная плита, которая транспортируется вместе с закреплённой на ней деталью для установки на станках без смещения технологических баз (на нижней поверхности плиты имеются отверстия под пальцы приспособлений, установленные на станках).

Для механизации операций подъема и перемещения в зоне приема и отправки грузов эффективно использовать шарнирно-балансирные машины. Это уравновешенные манипуляторы с ручным управлением (рис. 16.2, а). Эти манипуляторы выпускают с пневматическим и электромеханическим приводом грузоподъемностью 40…250 кг и радиусом обслуживания до 3,1 м.

Для перемещения поддонов с участка разгрузки в зону хранения применяют роликовые конвейеры (см. рис. 16.2, б), которые могут включать подъемники (см. рис. 16.2, в),секции автоматического взвешивания и контроля габаритных размеров (см. рис. 16.2, г). При ограниченном грузопотоке обслуживание зоны приема и отправки грузов производят кранами-штабелерами, обслуживающими зону хранения. Однако автоматизация работы складов обычно связана с использованием оборудования, имеющего четкое функциональное назначение.

а б Рис. 16.3. Варианты компоновок складов с участками приема 1, хранения 2 ивыдачи 3 грузов: а — тупиковая; б — продольно-поперечная

В машиностроительных цехах в основном применяют два варианта компоновок складов с участками приема, хранения и выдачи грузов (рис. 16.3). В большинстве случаев используют тупиковую схему, при которой участки приема и выдачи заготовок размещены с одного торца склада. В этом варианте склад получается более компактным, удобна передача освобождающейся тары с одного участка на другой, оба участка могут обслуживать одни и те же рабочие. Передачу поддонов с заготовками на участки обработки осуществляют напольными или подвесными конвейерами. Преимущества второго варианта заключаются в лучшей увязке с расположением производственных участков, т. к. участки выдачи в этом случае совмещают с началомлиний изготовления соответствующих деталей. В каждом случае выбор компоновочной схемы склада должен быть увязан с общей компоновкой цеха и принятой транспортной системой.

3. Конвейерные. Грузы в таре подвешиваются к подвесному конвейеру (обычно замкнутому в цепь), и включение его приводит к перемещению контейнеров к кладовщику. Таких конвейеров может быть несколько: под разные группы деталей. Достоинство таких складов – кладовщику не требуется ходить по складу, выбирая детали; к тому же требуется лишь один поворотный кран в месте подхода конвейеров для подъема тяжелых деталей или контейнеров. В крупных складах может образовываться конвейерная система: имеется магистральный ленточный конвейер, а к нему поперек подходят линейные ленточные конвейеры, на которых лежат контейнеры или ящики с деталями (обычно используются для подготовки сборочного комплекта). Кратковременное включение тех или иных линейных конвейеров приводит к попаданию на магистральный конвейер нужного количества контейнеров требуемого ассортимента. Недостаток – требуется большая площадь для размещения всех конвейеров.

По уровню механизации склады различают:

1. Немеханизированные.

2. Механизированные (используются механические устройства с ручным управлением: шарнирно-балансирные механизмы, электротельферы, кран-балки, поворотные краны и т. п.).

3. Высокомеханизированные (используются мостовые краны, погрузчики, стеллажные погрузчики и т. п.).

4. Автоматизированные (с предварительным набором требуемого ассортимента и количества на компьютере, а автоматический штабельный погрузчик снимает со стеллажей заданные детали). Используются крайне редко на центральных заводских складах и только на передовых предприятиях).

5. Автоматические (требуемый ассортимент и количество определяется компьютером по заданной программе в соответствии с используемым техпроцессом. Предназначены для работы по безлюдной технологии).

По технологии работ склады подразделяются:

1. На склады хранения.

2. Комплектовочные склады (в один или несколько контейнеров собирается сборочный комплект для работы сборочной бригады).

Складская служба должна хорошо состыковываться с транспортной:

1. Должна использоваться унифицированная тара (чтобы не перекладывать груз после транспортировки из одного типа контейнеров в другой для складирования).

2. Должна быть отработана форма погрузки и транспортировки.

3. Должна быть оптимальная схема размещения складов по отношению к производственным участкам и транспортной системе. Для этого могут быть использованы склады не с тупиковой, а с продольно-поперечной схемой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: