Раздел 2. Структура изучения дисциплины

Всего часов (общая трудоемкость в часах)  
в том числе  
Аудиторных занятий  
Лекций  
Семинарских/практических занятий  
Лабораторных занятий -
Практикумов -
Самостоятельных занятий  
Изучение основной и дополнительной литературы  
Написание курсовых работ, эссе, рефератов,  
Выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов  
Выполнение контрольных работ, тестов  
Подготовка к экзамену, экзамен  

Раздел 3. ТематическИЙ план изучения дисциплины

Тема Содержание (Перечень дидактических единиц) Вид занятий (аудиторные, самостоятельные) Форма занятий (лекции, семинары, практические занятия), (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т.д.) Коли-че-ство часов Форма контроля (опрос, проверка домашних заданий, защита проектов, контрольное тестирование и т.д)
Развитие книговедения за рубежом и в дореволюционной России. Библиографическая концепция книговедения в рубежной науке. Библиотековедческая концепция в зарубежной науке. Труды К. Мигоня и М. Дениса. Работы В.Г. Анастасевича в становлении отечественного книговедения. Русское библиографическое общество (1889-1930) журнала «Библиографические известия». Книговедческая деятельность Н.М. Лисовского и А.М. Ловягина.   Аудиторные, самомтоятельные   Лекция, практическое занятие     Самостоятельная работа
Развитие книговедения в СССР. Основные итоги становления и развития книжного дела и книговедения за первое десятилетие Советской власти. Книговедческие центры 20-х-начала 30-х гг. и основные направления их деятельности. Теоретические концепции крупнейших советских книговедов. Книговедческая деятельность М.Н. Куфаева и М.И. Щелкунова. Развитие отдельных книговедческих дисциплин в конце 20-х и в 30-е гг. Книговедческая полемика начала 30-х гг. Основные направления книговедческих исследований в 40-50-е гг. Функциональный подход И.Е. Баренбаума и А.И. Барсука.   Аудиторные   Лекция, практическое занятие     Опрос, проверка дом. заданий, презентация по теме
Развитие книговедения в настоящее время. Концепция комплексности науки о книге. Концепция «пересекающихся наук». Функциональная концепция книговедения. Системно-типологическая концепция книговедения.   Аудиторные   Лекция, практическое занятие     Опрос, проверка дом. заданий, коллоквиум
Книжное дело. Книжное издание. Формы способа социальной коммуникации (межличностная, групповая, массовая) и книга. Документальные формы коммуникации. «Издание» и процесс массовой коммуникацииКнига и понятие об информации (социальной, семантической, семиотической, материально-предметной). Содержание и структура коммуникационного процесса «сознание». Книга в системе понятий «контекст», «текст», «произведение». Содержание книговедческой категории «книга». Понятие о книжном издании. Формы книги в процессах книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства.   Аудиторные   Лекция, практическое занятие     Опрос, проверка дом. заданий, собеседование по терминам
Система книговедческого знания. Объект книговедения. Состав и структура объекта книговедения. Книготорговый ассортимент как объект книготорговой деятельности. Библиотечный фонд как объект библиотечной деятельности. Книжное издание как объект библиографической деятельности Предмет книговедения. Структура книговедения.   Аудиторные, самостоятельные   Лекция, практическое занятие     Опрос, проверка дом. заданий, подготовка презентаций
Система книготоргового знания (библиополистика). Система библиотечного знания (библиотековедение). Система библиографического знания. Общая библиополистика. Наиболее общие методы библиополистики. Структура библиополистики. Общее библиотековедение, теория библиотековедения, история библиотечного дела, история библиотековедения, методика библиотечной книговедческой деятельности. Формы библиотечного дела и формы существования библиотечного фонда. Методика библиотечной книговедческой деятельности. Система книгоиздательского знания. Методология книговедения. Общее библиографоведение, история библиографического дела и история библиографоведения, методика книговедческой библиографической деятельности. Методика библиографической книговедческой деятельности.   Аудиторные   Лекция, практическое занятие     Опрос, проверка дом. заданий; выполнение самостоятельной работы.
Книговедение и смежные дисциплины. Читателеведение, искусство книги, статистика печати как смежные науки. Книгоиздательское, книготорговое, библиотечное, библиографическое знания, как области специально-книговедческого знания. Книгоиздательское дело; книготорговое дело; библиотечное дело; библиографическое дело. библиопсихологии   Аудиторные   Лекция, практическое занятие.     Опрос, проверка дом. заданий, подготовка презентаций.
Система типологического книговедческого метода. Общее понятие о методе. Соотношение теории и метода. Система специально-книговедческих методов. Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения. Уровни типологического метода: общекниговедческий типологический, специально-книговедческий типологический (книгоиздательско-типологический, книготоргово-типологический, библиотечно-типологический, библиографо-типологический), частнодисциплинарный типологический метод (историко-библиотековедческий типологический метод, по аналогии - все остальные частнодисциплинарные).   Аудиторные   Лекция, практическое занятие     Опрос, проверка дом. заданий.
Типология изданий. Принципы типологии книжных изданий. Научные издания. Научно-популярные издания. Справочные издания. Энциклопедия.   Аудиторные   Лекция, практическое занятие     Опрос, проверка дом. заданий, коллоквиум.

Раздел 4. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Предмет и задачи книговедения.

2. Вопросы изучения читателя и чтения в книговедении.

3. Место книговедения в системе наук. Книговедение и другие науки о массовых коммуникациях.

4. Дисциплины книговедческого цикла. Проблема их единства и специфики.

5. Общенаучные, специальные и частные методы книговедческих исследований.

6. Историческое развитие книговедения в России: основные этапы. Деятельность и труды выдающихся отечественных книговедов.

7. Зарубежные книговеды, их вклад в общую теорию книговедческой науки.

8. Книговедческие отечественные и зарубежные научные центры, учреждения, общества. Научные конференции по проблемам книговедения.

9. Научное определение понятий «книга» и «книжное дело». Книга как общественное явление.

10. Социально-исторические предпосылки появления и развития книги. Роль взаимовлияния национальных культур как фактор развития книги.

11. Книга как развивающаяся функциональная система. Социальные функции книги.

12. Книжное дело как система отраслей общественной деятельности, связанных с созданием, изданием, распространением и использованием книги. Структура книжного дела.

13. основные отрасли книжного дела, их общественное назначение и функции.

14. Структура современной издательской продукции. Основные типы и виды изданий, их функциональные особенности.

15. Понятие о целевом и читательском назначении книги. Проблема национальной книги.

16. Элементы книги, их функциональная роль.

17. Аппарат книги, его целевое назначение.

18. Книга и массовые коммуникации.

19. Книга в системе средств массовой и научной информации. Проблема взаимосвязи и взаимодействия книги и других средств массовой информации.

20. Состояние и тенденции развития книги и книжного дела в современных условиях.

21. Социально-правовые аспекты книгоиздания и книгораспространения.

22. Проблема книжного рынка. Международное экономическое и культурное сотрудничество в области книжного дела.

23. Русские частные издательства. Расширение книжного репертуара.

24. Электронные издательские системы, автоматизация и компьютеризация издательских и книготорговых процессов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: