Всего часов (общая трудоемкость в часах) | |
в том числе | |
Аудиторных занятий | |
Лекций | |
Семинарских/практических занятий | |
Лабораторных занятий | - |
Практикумов | - |
Самостоятельных занятий | |
Изучение основной и дополнительной литературы | |
Написание курсовых работ, эссе, рефератов, | |
Выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов | |
Выполнение контрольных работ, тестов | |
Подготовка к экзамену, экзамен |
Раздел 3. ТематическИЙ план изучения дисциплины
Тема | Содержание (Перечень дидактических единиц) | Вид занятий (аудиторные, самостоятельные) | Форма занятий (лекции, семинары, практические занятия), (изучение основной и дополнительной литературы, электронных библиотечных ресурсов, выполнение письменных домашних работ, учебно-тренировочное тестирование, и т.д.) | Коли-че-ство часов | Форма контроля (опрос, проверка домашних заданий, защита проектов, контрольное тестирование и т.д) |
Развитие книговедения за рубежом и в дореволюционной России. | Библиографическая концепция книговедения в рубежной науке. Библиотековедческая концепция в зарубежной науке. Труды К. Мигоня и М. Дениса. Работы В.Г. Анастасевича в становлении отечественного книговедения. Русское библиографическое общество (1889-1930) журнала «Библиографические известия». Книговедческая деятельность Н.М. Лисовского и А.М. Ловягина. | Аудиторные, самомтоятельные | Лекция, практическое занятие | Самостоятельная работа | |
Развитие книговедения в СССР. | Основные итоги становления и развития книжного дела и книговедения за первое десятилетие Советской власти. Книговедческие центры 20-х-начала 30-х гг. и основные направления их деятельности. Теоретические концепции крупнейших советских книговедов. Книговедческая деятельность М.Н. Куфаева и М.И. Щелкунова. Развитие отдельных книговедческих дисциплин в конце 20-х и в 30-е гг. Книговедческая полемика начала 30-х гг. Основные направления книговедческих исследований в 40-50-е гг. Функциональный подход И.Е. Баренбаума и А.И. Барсука. | Аудиторные | Лекция, практическое занятие | Опрос, проверка дом. заданий, презентация по теме | |
Развитие книговедения в настоящее время. | Концепция комплексности науки о книге. Концепция «пересекающихся наук». Функциональная концепция книговедения. Системно-типологическая концепция книговедения. | Аудиторные | Лекция, практическое занятие | Опрос, проверка дом. заданий, коллоквиум | |
Книжное дело. Книжное издание. | Формы способа социальной коммуникации (межличностная, групповая, массовая) и книга. Документальные формы коммуникации. «Издание» и процесс массовой коммуникацииКнига и понятие об информации (социальной, семантической, семиотической, материально-предметной). Содержание и структура коммуникационного процесса «сознание». Книга в системе понятий «контекст», «текст», «произведение». Содержание книговедческой категории «книга». Понятие о книжном издании. Формы книги в процессах книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства. | Аудиторные | Лекция, практическое занятие | Опрос, проверка дом. заданий, собеседование по терминам | |
Система книговедческого знания. | Объект книговедения. Состав и структура объекта книговедения. Книготорговый ассортимент как объект книготорговой деятельности. Библиотечный фонд как объект библиотечной деятельности. Книжное издание как объект библиографической деятельности Предмет книговедения. Структура книговедения. | Аудиторные, самостоятельные | Лекция, практическое занятие | Опрос, проверка дом. заданий, подготовка презентаций | |
Система книготоргового знания (библиополистика). Система библиотечного знания (библиотековедение). Система библиографического знания. | Общая библиополистика. Наиболее общие методы библиополистики. Структура библиополистики. Общее библиотековедение, теория библиотековедения, история библиотечного дела, история библиотековедения, методика библиотечной книговедческой деятельности. Формы библиотечного дела и формы существования библиотечного фонда. Методика библиотечной книговедческой деятельности. Система книгоиздательского знания. Методология книговедения. Общее библиографоведение, история библиографического дела и история библиографоведения, методика книговедческой библиографической деятельности. Методика библиографической книговедческой деятельности. | Аудиторные | Лекция, практическое занятие | Опрос, проверка дом. заданий; выполнение самостоятельной работы. | |
Книговедение и смежные дисциплины. | Читателеведение, искусство книги, статистика печати как смежные науки. Книгоиздательское, книготорговое, библиотечное, библиографическое знания, как области специально-книговедческого знания. Книгоиздательское дело; книготорговое дело; библиотечное дело; библиографическое дело. библиопсихологии | Аудиторные | Лекция, практическое занятие. | Опрос, проверка дом. заданий, подготовка презентаций. | |
Система типологического книговедческого метода. | Общее понятие о методе. Соотношение теории и метода. Система специально-книговедческих методов. Перспективные направления развития и актуальные проблемы общего книговедения. Уровни типологического метода: общекниговедческий типологический, специально-книговедческий типологический (книгоиздательско-типологический, книготоргово-типологический, библиотечно-типологический, библиографо-типологический), частнодисциплинарный типологический метод (историко-библиотековедческий типологический метод, по аналогии - все остальные частнодисциплинарные). | Аудиторные | Лекция, практическое занятие | Опрос, проверка дом. заданий. | |
Типология изданий. | Принципы типологии книжных изданий. Научные издания. Научно-популярные издания. Справочные издания. Энциклопедия. | Аудиторные | Лекция, практическое занятие | Опрос, проверка дом. заданий, коллоквиум. |
Раздел 4. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Предмет и задачи книговедения.
2. Вопросы изучения читателя и чтения в книговедении.
3. Место книговедения в системе наук. Книговедение и другие науки о массовых коммуникациях.
4. Дисциплины книговедческого цикла. Проблема их единства и специфики.
5. Общенаучные, специальные и частные методы книговедческих исследований.
6. Историческое развитие книговедения в России: основные этапы. Деятельность и труды выдающихся отечественных книговедов.
7. Зарубежные книговеды, их вклад в общую теорию книговедческой науки.
8. Книговедческие отечественные и зарубежные научные центры, учреждения, общества. Научные конференции по проблемам книговедения.
9. Научное определение понятий «книга» и «книжное дело». Книга как общественное явление.
10. Социально-исторические предпосылки появления и развития книги. Роль взаимовлияния национальных культур как фактор развития книги.
11. Книга как развивающаяся функциональная система. Социальные функции книги.
12. Книжное дело как система отраслей общественной деятельности, связанных с созданием, изданием, распространением и использованием книги. Структура книжного дела.
13. основные отрасли книжного дела, их общественное назначение и функции.
14. Структура современной издательской продукции. Основные типы и виды изданий, их функциональные особенности.
15. Понятие о целевом и читательском назначении книги. Проблема национальной книги.
16. Элементы книги, их функциональная роль.
17. Аппарат книги, его целевое назначение.
18. Книга и массовые коммуникации.
19. Книга в системе средств массовой и научной информации. Проблема взаимосвязи и взаимодействия книги и других средств массовой информации.
20. Состояние и тенденции развития книги и книжного дела в современных условиях.
21. Социально-правовые аспекты книгоиздания и книгораспространения.
22. Проблема книжного рынка. Международное экономическое и культурное сотрудничество в области книжного дела.
23. Русские частные издательства. Расширение книжного репертуара.
24. Электронные издательские системы, автоматизация и компьютеризация издательских и книготорговых процессов.