ЧАСТЬ 2. ТАБЛИЦЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
| Возрастной период | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Основные новообразования | Становление жизненного мира | |
| Центральное новообразование | Другие важнейшие новообразования | ||||
| Новорожденность (1-2 мес.) | Полная биологи-ческая зависимость от матери | - | - | Комплекс оживления | Сохраняется первичный (простой и легкий) жизненный мир |
| Младенчество (до1 года) | Общая жизнь ребенка с ма-терью (ситуация «Мы») | Непосредс-твенно эмоциональное общение с матерью. | Потребность в общении со взрослым | Дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Начальные формы наг-лядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание) | Появляется трудность внешнего мира. Дифференцируются линии развития простого и «как бы легкого» (трудность незначима) и простого и трудного жизненного мира. Первая преобладает. |
| Раннее детство (1-3 года) | Познание мира окружающих вещей, совместная деятельность со взрослыми | Предметно-ма-нипулятивная деятельность | Сознание «я сам» | «Аффективное» восприятие объектов и ситуаций. Развитая активная речь. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизве-дение. Непроизвольное внимание. | Продолжаются две ранее выделившиеся линии развития. Доля детей с линией онтогенеза простого и трудного жизненного мира (со значимой трудностью) воз-растает. |
| Дошкольное детство (3-7 лет) | Познание мира человеческих отношений и их имитация | Сюжетно-ролевая игра | Соподчинение мотивов. Самосознание. | Сформированная правильная речь. Развитая непроизвольная память; начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анна-лизирующее восприятие. Наглядно-образное мыш-ление; в конце периода переход к словесному мышлению. Творческое воображение. Дифференциация пер-цептивных и эмоцио-нальных процессов. Рас-ширение круга эмоций. Эмоциональная регуляция поведения. | Появляется сложность внутреннего мира. Дифференцируются линии онтогенеза, ведущие к будущим различным типам жизненного мира взрослого человека. Преобладает линия развития сложного и трудного мира (со значимыми сложностью и трудностью). |
| Младший школьный возраст (7-11 лет) | Социальный статус школьника (ситуация обучения) | Учебная деятельность | Произвольность. Чувство компетентности. | Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность) Анализирующее восп-риятие; появление синте-зирующего восприятия (в конце периода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Учебные мотивы. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни. | Закрепление выделившихся в дошкольном детстве линий онтогенеза в связи с развитием мотивов учения. |
| Подростковый возраст (11-15 лет) | Эмансипация от взрослых и груп- пирование | Интимно-лич-ностное общение со сверстниками | Чувство взрослости (младший подростковый возраст). «Я-концепция» (старший подростковый возраст) | Теоретическое рефлек-сивное мышление. Интеллектуализация восприятия и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками. | Линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы |
| Старший школьный возраст (16-17 лет) | Первоначаль-ный выбор жизненного пути | Учебно-профес-сиональная деятельность | Самоопределе-ние | Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Мировоззрение. Нравственная устойчивость поведения | Происходит окончательное становление типов жизненного мира |






