Возрастной период
| Социальная ситуация развития
| Ведущая деятельность
| Основные новообразования
| Становление жизненного мира
|
Центральное новообразование
| Другие важнейшие новообразования
|
|
|
|
|
|
|
Новорожденность (1-2 мес.)
| Полная биологи-ческая зависимость от матери
|
-
|
-
| Комплекс оживления
| Сохраняется первичный (простой и легкий) жизненный мир
|
Младенчество (до1 года)
| Общая жизнь ребенка с ма-терью (ситуация «Мы»)
| Непосредс-твенно эмоциональное общение с
матерью.
| Потребность в общении со взрослым
| Дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния.
Восприятие объектов.
Автономная речь.
Начальные формы наг-лядно-действенного мышления.
Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание)
| Появляется трудность внешнего мира.
Дифференцируются линии развития простого и «как бы легкого» (трудность незначима) и простого и трудного жизненного мира.
Первая преобладает.
|
Раннее детство (1-3 года)
| Познание мира окружающих вещей, совместная деятельность со взрослыми
| Предметно-ма-нипулятивная деятельность
| Сознание «я сам»
| «Аффективное» восприятие объектов и ситуаций.
Развитая активная речь.
Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий.
Узнавание и воспроизве-дение.
Непроизвольное внимание.
| Продолжаются две ранее выделившиеся линии развития. Доля детей с линией онтогенеза простого и трудного жизненного мира (со значимой трудностью) воз-растает.
|
Дошкольное детство (3-7 лет)
| Познание мира человеческих отношений и их имитация
| Сюжетно-ролевая игра
| Соподчинение мотивов. Самосознание.
| Сформированная правильная речь.
Развитая непроизвольная память; начало развития произвольной памяти.
Целенаправленное анна-лизирующее восприятие.
Наглядно-образное мыш-ление; в конце периода переход к словесному мышлению.
Творческое воображение.
Дифференциация пер-цептивных и эмоцио-нальных процессов. Рас-ширение круга эмоций.
Эмоциональная регуляция поведения.
| Появляется сложность внутреннего мира. Дифференцируются линии онтогенеза, ведущие к будущим различным типам жизненного мира взрослого человека. Преобладает линия развития сложного и трудного мира (со значимыми сложностью и трудностью).
|
Младший школьный возраст (7-11 лет)
| Социальный статус школьника (ситуация обучения)
| Учебная деятельность
| Произвольность.
Чувство компетентности.
| Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность)
Анализирующее восп-риятие; появление синте-зирующего восприятия (в конце периода).
Произвольная смысловая память.
Произвольное внимание.
Учебные мотивы.
Адекватная самооценка.
Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.
| Закрепление выделившихся в дошкольном детстве линий онтогенеза в связи с развитием мотивов учения.
|
Подростковый возраст (11-15 лет)
| Эмансипация от взрослых и груп- пирование
| Интимно-лич-ностное общение со сверстниками
| Чувство взрослости (младший подростковый возраст).
«Я-концепция» (старший подростковый возраст)
| Теоретическое рефлек-сивное мышление.
Интеллектуализация восприятия и памяти.
Личностная рефлексия.
Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.
| Линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы
|
Старший школьный возраст (16-17 лет)
| Первоначаль-ный выбор жизненного пути
| Учебно-профес-сиональная деятельность
| Самоопределе-ние
| Дифференциация способностей.
Ориентация на будущее.
Мировоззрение.
Нравственная устойчивость поведения
| Происходит окончательное становление типов жизненного мира
|