Навыки
| Возраст в месяцах
|
0-2
| 3-4
| 5-6
| 7-8
| 9-10
| 11-12
|
Моторное развитие
| Цеплятельный рефлекс, рефлекс ползания, импульсивная активность рук: размахивание, хватание, движение кисти. К концу 1 мес. – первые условные рефлексы (сосат., двигат.), увеличивается двигательная активность, ребёнок поворачивает голову, поднимает подбородок и приподнимает грудь, лёжа на животе.
| Появление первых целенаправленных движений: активный захват игрушек; возникновение зрительно-моторной координации, совершенствование умения удерживать предмет в руке; сидит с поддержкой.
| Самостоятельно переворачивается со спины на живот; активно захватывает предметы: в 5 мес.-неподвижные, в 6 мес.-движущиеся и качающиеся, дальнейшее совершенствование хватания; в 6 мес. сидит самостоятельно.
| К 7 мес. повышенное мышечное напряжение уменьшается, развивается разгибательный тонус, появляется реакция опоры; к 8 мес. резко возрастает двигательная активность: переворачивается с живота на спину и обратно, садится, встаёт на четвереньки, крутит головой, в предметных манипуляциях участвуют обе руки.
| В 9 мес. ребёнок пытается встать, цепляясь за опору, в 10 мес. самостоятельно встаёт и пытается ходить, сохраняя неустойчивое равновесие. Подолгу играет с игрушками, повторяет действие для получения результата.
| Возникает способность к контролю движения головы, руки и туловища, что позволяет удерживать голову, хватать, сидеть, стоять и ходить. Возникновение первых форм предметной деятельности.
|
Развитие восприятия
| Появляется зрительное и слуховое сосредоточение на ярких предметах и привычных звуках; следящие движения глаз сначала по горизонтали, затем по вертикали и потом по кривой, выделение в зрительном поле человека.
| Возникновение способности зрительно предвосхищать информацию при её актуальном отсутствии, зрительно-моторная координация; специфическая реакция на человеческий голос
| Развивается слухо-зрительно-моторная координация, восприятие носит избирательный характер, активный интерес к цвету, узнавание местоположения предмета; появление ориентировочных действий
| Поиск предметов вне поля зрения, появляются ориентировочно-исследовательские реакции, восприятие пространства, чётко выделяет предметы в зрительном поле; появляется беспокойство в незнакомой ситуации и в присутствии незнакомого человека.
| Приобретение способности к сохранению на некоторое время образа отсутствующего объекта и к организации на основе этого образа сложного действия;
| Выраженный познавательный интерес к свойствам предметов, появление элементарной внутренней картины внешнего мира; восприятие приобретает предметность и константность.
|
Раз-витие па-мяти
| Возникает способность узнавать лицо и голос матери, способность к различению тембра, громкости, высоты голоса. Образ воспринятого сохраняется 1 сек.
| Время сохранения образа в памяти повышается, кроме зрительной и слуховой, появляется ассоциативная память.
| Хорошо отличает знакомые лица от незнакомых; узнаёт предмет не только полностью, но и по частям.
| Сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами.
| Развитие долговременной памяти, появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа при отсутствии объекта.
| Совершенствование механизма восстановления предмета по памяти, развиваются все виды памяти.
|
Разви-тиемышления
| Упражнение рефлексов, первые навыки и первые круговые реакции – беспорядочные повторяющиеся действия.
| Координация зрения и хватания, вторичные круговые реакции, когда привлекает сам процесс действия.
| Ребёнок связывает воспринимаемый предмет с его именем, дифференциация средства и цели.
| Появляется способность выполнять простые движения по словесной инструкции; встречаются «соотносящие» действия. Появление сенсомоторного интеллекта.
| Развивается способность не только начинать, но и прекращать действие по словесной инструкции, появляются функциональные действия.
| Появляется тесная связь между восприятием и действием – это та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления.
|
Речевое развитие
| Формирование речевого слуха, возникает способность отличать звуки речи от других, произнесение простых звуков.
| Использование спонтанных вокализаций в «разговоре» со взрослым, появление гуления.
| Повторение простых слогов, фонематическая организация звуков; различает интонации взрослых, связывает называемый предмет с его именем.
| Исчезновение вокализаций в моменты речевого общения со взрослым, появление лепета и вокализации при манипуляциях.
| Произнесение звуков, слов по образцу, предметное общение; имитационная речь, усвоение семантики слова, голосовые признаки настойчивости.
| Слова приобретают определённый смысл, отнесённость к определённому предмету, человеку; возникает понимание 10-20 слов и собственное их произнесение.
|
Эмоциональное развитие
| Первые эмоции выражаются криком, сопровождаются покраснением, некоординированными движениями; эмоциональнач положительная реакция на мать, улыбка на говорящее лицо.
| Комплекс оживления на близкого взрослого, различение интонации высказываний взрослых; проявление разнообразных эмоциональных состояний: удивление на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте, расслабление при удовлетворении потребности.
| Доброжелательная реакция на людей, улыбается знакомым, теряется при виде незнакомых; появление первых привязанностей; появление эмоциональных реакций в виде смеха и хныканья.
| Появление «страха расставания» - грусти или острого испуга при исчезновении мамы; беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается; беспокойство в незнакомой обстановке, комплекс оживления на яркий предмет.
| Эмоциональное общение сменяется предметным, выраженная негативная реакция при отнятии игрушки; эмоциональное слияние ребёнка и взрослого уступает место телесной выделенности из ситуации чувственно-аффективной слитности.
| Возникает подражание тем, к кому ребёнок испытывает любовь и привязанность, он внимательно следит за движениями взрослых, подражает им, понимает различные жесты, усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести; общение в ходе совместной деятельности.
|