| Возраст | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Основные новообразования | |
| центральное | другие | |||
| 0 – 2 месяца | Полная биологическая зависимость от матери. Промежуточное положение между внутриутробным и последующими периодами постнатального детства. Ситуация объективно необходимых отношений между ребёнком и взрослым. Все условия жизни ребёнка сразу социально опосредованы. | Непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми, предметом которого является взрослый. Первые признаки общения (по М.И. Лисиной): внимание, интерес к другому человеку; эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание, стремление добиться от взрослого поощрения, отношения к тому, что ребёнок делает. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребёнка создаётся эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. | Индивидуальная психическая и физическая жизнь вследствие отделения от материнского организма. | Комплекс оживления – эмоционально положительная реакция на близкого взрослого, которая сопровождается различными движениями и издаванием звуков. |
| 0,2 – 1 год | Общая жизнь ребёнка с матерью (ситуация «Мы»). Определяется двумя моментами: а) биологической беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его потребностей от взрослых; б) при этой максимальной зависимости, включённости всего поведения ребёнка в социальное, он лишён основного средства социального общения – речи. Таким образом, противоречие между максимальной социальной включённостью младенца и минимальными возможностями общения определяют основу развития ребёнка в этом возрасте. | Индивидуальная психическая жизнь, характеризуется двумя особенностями: а) неспособностью выделения не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей на основе его инстинктивных потребностей; б) «несуществованием» для ребёнка объекта переживания, т.е. переживаются состояния, а не объективные содержания. Последнее говорит о такой особенности сознания как «пра-мы». Потребность в общении со взрослым. | Восприятие объектов. Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание). Дифференцированные ощущения и эмоциональные состояния. Начальные формы наглядно-действенного мышления. Автономная речь: слова имеют функции наименования и указания, но не имеют значащую функцию; значение слова не постоянно; нет отношения общности между отдельными значениями слов и развитием активных сенсомоторных навыков |






