Воспроизведение

- нет повторного восприятия.

Узнавание более простой процесс, т.к. имеет основу.

Но узнавание само по себе может быть разной сложности.

Воспроизведение:

1. Непроизвольное (перселерация – назойливое; ассоциативное; припоминание – активная работа мышления).

2. Произвольное/припоминание – активная интеллектуальная работа.

3. Воспоминание – присутствует момент значимости + эмоциональное состояние.

22. Закономерности процесса забывания. Факторы, влияющие на скорость забывания.

Условия сохранения:

Активное использование материала.

Без активного использования – забывание.

Забывание – позитивная сторона – ненужные сведения уходят (это нельзя преувеличивать, т.к. может забыть что-то нужное Þ вопрос о борьбе с забыванием).

Ременессенция – ложное забывание (может быть от переутомления). В первое время после получения информации.

Самое активное забывание происходит в первые 48 ч.

Осмысленный материал забывается медленнее и меньше (что-то все равно остается).

Неосмысленный материал забывается быстрее и тщательнее (может забыться навсегда).

Торможение.

Последующий материал тормозит предыдущий – ретроактивное торможение.

Предыдущий материал тормозит последующий – проактивное торможение.

На середину влияет и ретро-, и проактивное торможение – запоминание хуже.

Эффект края – начало и конец лучше запоминаются.

23. Понятие, функции, формы и виды воображения.

Понятие о воображении.

Есть представление воображения и представление памяти.

Воображение – форма отражения (представление) – создание нового в образной форме.

Особенности:

Возможность отражать явления:

1. с которыми не сталкивались (на основе описания или др.).

2. которых нет, но могут быть (опережающее отражение – отражение результатов деятельности).

3. В воображении создаются образы, которые не могут быть воплощены (кентавры, русалки, …).

4. Выходит за пределы реально существующего. Но сохраняется связь с известным, реальностью.

В воображении появляется возможность:

- выразить нечто новое;

- и действительность (в которой был человек).

Воображение – специфическая форма отражения (расширяет возможности познания) с моментами мышления.

Особенности:

1. В воображении могут иметь место проблемные ситуации.

2. Воображение характеризуется большей неопределенностью.

3. Воображение характеризует проспективную деятельность человека (проспект – обзор, вид). Человек намечает то, что надо сделать.

Виды воображения:

1. по влиянию воображения на жизнь.

- Активное (вторгается в жизнь, мобилизует, …).

- Пассивное (созерцательное).

2. по степени произвольности/преднамеренности.

- Произвольное (волевые задачи, усилия; преднамеренное В.).

- Непроизвольное (цели нет, волевых усилий нет, но образы возникают; непреднамеренное В.).

3. по степени творчества.

- Воссоздающее (восстанавливает по какому-то основанию (книга, слова. описание)).

- Творческое (создает образ).

4. по степени яркости и соотношению образов воображаемого с действительностью.

- реалистическое (пр: прогнозирование);

- фантастическое.

Приемы создания (воображения):

Воображение – это определенная психическая деятельность.

Приемы создания образов = составляющие воображения.

1. Агглютинация – склеивание (кентавр, русалка).

2. Аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами и явлениями (принцип из животного мира –> техника -> самолет).

3. Гиперболизация – преувеличение/преуменьшение (Гулливер, лилипут).

4. Акцентирование – специфическая особенность – речь идет о части объекта. Преувеличение какой-то черты, подчеркивание (пример: шарж).

5. Типизация – в одном лице отражаются определенные типы (конкретное + момент обобщения).

6. Схематизация – различия предмета сглаживаются и выпячиваются какие-то общие моменты.

24. Приемы творческого воображения.

25. Понятие и специфические особенности мышления. Мышление и речь.

Мышление – высшая ступень познания. Отражает существенное, главное, закономерное.

Главные признаки – повторяющиеся, закономерные (для предметов данной группы).

Особенности мышления:

1. Обобщенное отражение (главных характеристик). В мышлении происходит отбор.

2. Опосредованность (косвенное отражение, не непосредственное (благодаря опыту, знанию, логике, …)).

3. Используется особый инструмент для решения задач – язык (речь).

4. Использование социального опыта.

Но, каким бы сложным мышление не было, в конечном счете оно опирается на чувственное познание.

Мышление, как особая теоретическая деятельность, опирается на деятельность практическую.

Источник мышления – практическая деятельность/практика (критерий и проверка мышления).

Сама практическая деятельность меняется в зависимости от развития мышления.

Практика становится интеллектуализированной.

Участки мозга.

Лобные отделы – функционирование наиболее сложных форм мыслительной деятельности.

Теменно-затылочная область – связи, отношения (пр: книга на столе, и т.д.).

Левая височная область – восприятие и понимание речи.

26. Виды мышления. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

I. По степени творчества.

1. Алгоритмическое - последовательные операции; последовательное приближение к решению (завершению).

2. Эвристическое (эврика - открывать) - более гибкое (если условия изменчивы, или их много, или …). Присутствует момент творчества.

В эвристическом мышлении – возможен перебор разных вариантов (с учетом разных условий) – выдвижение гипотез.

Выдвижение гипотез может протекать на неосознаваемом уровне.

II. По степени осознанности и быстроте.

1. Интуитивный – момент скоротечности, момент неосознаваемости.

2. Дискурсивный – рассуждающий.

III. По характеру решаемых задач.

1. Наглядно-действенное/Практически-действенное.

Протекает в течение решения различных практических задач.

Возникает по ходу решения задач. Характеризуется гибкостью.

Иногда приходится действовать в условиях дефицита времени -> сложное мышление (в плане привлечения знаний + малое количество времени).

Теплов – обратил внимание на сложность мыслительной деятельности.

По мере исторического развития наблюдается усложнение этой дятельности.

Наглядно-образное.

Конкретное и обобщенное.

Мышление, когда какие-то идеи выражаются в образной форме (пословицы, поговорки, басни, …).

Образные формулировки делают мысль более доступной и запоминающейся + эмоциональное сопровождение.

2. Теоретическое (отвлеченное).

Отвлеченное мышление/словесно-логическое/теоретическое.

Мышление более сложное.

Характеризуется тем, что может подниматься на новые уровни обобщения и проникать вглубь предмета (позволяет соединять все более отдаленные/различные вещи).

+ скорость.

27. Основные мыслительные операции. Этапы решения мыслительных задач.

28. Понятие, функции и физиологические основы речи. Язык и речь.

Речь это использование языка в процессе общения, т.е. вербальное общение.

Речь – наиболее совершенная форма общения, т.к. создается возможность точно обозначать мысли, связи и отношения.

Речь:

- средство общения.

- средство интеллектуальной деятельности.

Язык – явление сложное. По Лурии на ранних этапах был праязык. У него нет сложившейся системы слов, нет опоры.

Слова – слова восклицания, несут экспрессивную функцию.

Велика роль невербальных компонентов.

В ходе развития языка произошло отделение невербальных компонентов.

Единица языка – слово.

Единица речи – синтагма (сочетание слов, нечто соединенное).

Язык имеет:

- лексический состав;

- грамматические правила;

- фонетический строй слова.

Психологическая сторона проявляется в тесной связи с мышлением.

Слово – это понятие. И эта способность слова – отражать общие х-ки предмета является важной х-кой слова.

Функции:

СЛОВО – обозначает ® расширяет возможности общения. Дает возможность общаться в отсутствии предметов и явлений.

- обобщающая функция (обозначает классы предметов, группы). + вычленяет общие х-ки (это имеет отношение к мышлению, общению).

Содержательная сторона слова – значение. НО – слово может иметь разные значения. Необходимо расшифровывать значение слова. Нужно учитывать ситуацию. В ситуации общения нужно выбирать значение – это нахождение смысла слова (исходя из контекста).

Содержание значения слов разнородно:

1. В значении по-разному соотносятся наглядно-образные и отвлеченные компоненты.

2. В значении слова выдвигаются качественные х-ки.

3. Особенности действий.

4. Связи и отношения между предметами.

-- В значении слов имеет место разноплановое общение.

СИНТАГМА – обозначение предметов, их связей и отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: