Особенные виды д-ти.
В качестве примеров обычно приводят игровую, учебную и трудовую д-ть.
Но это же понятие можно применить к массе др. человеческих активностей: научная, спортивная, творческая д-ти…
ü Многие авторы в качестве отдельного вида выделяют – общение.
Есть разные подходы:
Общение – это вид д-ти.
- не д-ть, а вид активности на ряду с д-тью.
Труд.
- самый основной вид деятельности. Определяющая д-ть, т.к. б/я труду Ч. осуществляет д-ть.
Благодаря труду человек существует. В процессе труда человек производит продукт (материальный; духовный), который обеспечивает его нормальное существование и как личности, и как организма.
Климов.
Результативная сторона: создание материальных ценностей, роизводство информации, полезные действия по обслуживанию людей, упорядоченность социальных процессов.
Б/я труду осуществляется то, что обеспечивает нормальное состояние ж/д людей.
Труд – основа любого общества.
В трудовой д-ти воплощаются последние достижения науки и техники, реализуется потенциал людей; она постоянно развивается, совершенствуется.
|
|
Признаки трудовой деятельности (психологические):
1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата.
Если труд направлен на себя, завершается нормальное развитие личности.
2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели.
3. Сознательный выбор применения, совершенствования или создания орудий, средств к деятельности (предметные; функциональные).
4. Осознание межлюдских производственных зависимостей.
Имеют место когнитивные и аффективные моменты.
В 3-ем признаке выделяется операторный компонент (система операций).
В качестве предмета труда могут выступать люди, техника, природа, знак, художественный образ.
Классификация трудовой деятельности – Y х-ки:
по предмету труда:
- техника (человек-техника) – особое мышление, внимание, требования к восприятию, моторике;
- биологические системы (человек-природа) – важны отношения, оперативное мышление, моменты прогнозирования;
- знаковые системы – требования к мышлению, вниманию восприятию;
- художественный образ – должны быть способности, вкус;
- социальные системы (человек-человек) – умение общаться, чуткость, внимание.
Эти х-ки зависят от орудий труда, функциональный систем и предмета труда + от условий труда.
По мере изменения содержания профессии, меняется психологическая характеристика (развивается интеллект).