Гиппенрейтер

Особенные виды д-ти.

В качестве примеров обычно приводят игровую, учебную и трудовую д-ть.

Но это же понятие можно применить к массе др. человеческих активностей: научная, спортивная, творческая д-ти…

ü Многие авторы в качестве отдельного вида выделяют – общение.

Есть разные подходы:

Общение – это вид д-ти.

- не д-ть, а вид активности на ряду с д-тью.

Труд.

- самый основной вид деятельности. Определяющая д-ть, т.к. б/я труду Ч. осуществляет д-ть.

Благодаря труду человек существует. В процессе труда человек производит продукт (материальный; духовный), который обеспечивает его нормальное существование и как личности, и как организма.

Климов.

Результативная сторона: создание материальных ценностей, роизводство информации, полезные действия по обслуживанию людей, упорядоченность социальных процессов.

Б/я труду осуществляется то, что обеспечивает нормальное состояние ж/д людей.

Труд – основа любого общества.

В трудовой д-ти воплощаются последние достижения науки и техники, реализуется потенциал людей; она постоянно развивается, совершенствуется.

Признаки трудовой деятельности (психологические):

1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата.

Если труд направлен на себя, завершается нормальное развитие личности.

2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели.

3. Сознательный выбор применения, совершенствования или создания орудий, средств к деятельности (предметные; функциональные).

4. Осознание межлюдских производственных зависимостей.

Имеют место когнитивные и аффективные моменты.

В 3-ем признаке выделяется операторный компонент (система операций).

В качестве предмета труда могут выступать люди, техника, природа, знак, художественный образ.

Классификация трудовой деятельности – Y х-ки:

по предмету труда:

- техника (человек-техника) – особое мышление, внимание, требования к восприятию, моторике;

- биологические системы (человек-природа) – важны отношения, оперативное мышление, моменты прогнозирования;

- знаковые системы – требования к мышлению, вниманию восприятию;

- художественный образ – должны быть способности, вкус;

- социальные системы (человек-человек) – умение общаться, чуткость, внимание.

Эти х-ки зависят от орудий труда, функциональный систем и предмета труда + от условий труда.

По мере изменения содержания профессии, меняется психологическая характеристика (развивается интеллект).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: