Пусть тело обтекается потоком жидкости, существенное свойство которой – вязкость. Возникающие при движении такой жидкости силы так называемого вязкого трения определяются по формуле Ньютона, выражающей закон внутреннего трения в жидкости:
, | (3.1) |
где
– величина силы трения, действующей на элементарную площадку
;
– динамический коэффициент вязкости;
– градиент скорости по нормали к рассматриваемой элементарной площадке
.
Если существует динамическое подобие, то согласно выражению (2.13) отношение величин сил трения, действующих на любые соответственные площадки в соответственные моменты времени, будет одинаково и равно масштабу сил
:

или согласно формулам (3.1) и (2.14)
.
Из геометрического и кинематического подобий следует, что
,
.
Выполнив такую замену в предыдущем равенстве, находим

или
. | (3.2) |
Отсюда получаем равенство безразмерных комбинаций для двух подобных явлений в соответственных точках:
.
Безразмерная комбинация
называется числом Рейнольдса
. | (3.3) |
Итак,при соблюдении подобия по вязкости жидкости числа Рейнольдса в соответственных точках потоков одинаковы:
.
Таким образом, необходимое условие подобия по вязкости жидкости есть равенство чисел Рейнольдса, подсчитанных по определяющим данное явление параметрам:

или
. | (3.4) |
Число
– это критерий подобия по вязкости жидкости.
Критерий подобия по вязкости жидкости необходимо выдерживать при изучении явлений двух типов: при определении сил трения и при исследовании явлений, в которых вязкость принципиально изменяет картину течения (отрыв потока, взаимодействие скачков уплотнения с пограничным слоем и т.п.). Рассмотрим некоторые из этих явлений.
3.1.1. Определение сил трения на плоской пластине
Сила трения на плоской пластине находится по формуле
,
где
– коэффициент трения,
– площадь пластины.
На рис. 3. изображены графики для определения коэффициента
.
Приведенные зависимости показывают, что коэффициент трения пластины зависит от числа Рейнольдса и относительного положения точки перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный
. Параметр
определяется формулой
,
где
– координата точки перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный,
– хорда пластины.
Из рис. 3 видно, что при числах Рейнольдса
коэффициент трения не зависит от числа
(режим автомодельности). Начиная с этих чисел
равенство указанных чисел в опыте и натурном явлении выдерживать не обязательно.
Методика определения силы трения на отдельных частях летательного аппарата заключается в том, что силу трения вычисляют на эквивалентной плоской пластине, а затем полученную силу умножают на поправочные коэффициенты, учитывающие отличие в обтекании пластины и рассматриваемой части самолёта. Таким образом, и в этом случае число Рейнольдса является важнейшим критерием подобия, определяющим силы трения на летательных аппаратах.
,
.
.
.