Министерство культуры СССР
ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
З. САВКОВА
ИСКУССТВО ЗВУЧАЩЕЙ ПОЭЗИИ
ВВЕДЕНИЕ
Мы строим общество, которое должно быть исполнено красоты, гармонии, нравственной чистоты. Поэтому вопросы формирования в человеке способностей, к восприятию прекрасного, к эстетическому творчеству имеют огромное практическое значение.
Все более глубокий интерес, особенно среди молодежи, проявляется в наши дни к искусству звучащей поэзии. Это отмечено поиском новых форм поэтических представлений, в самодеятельных коллективах, всё чаще их участниками исполняются композиции по произведениям любимых поэтов. Замечено, что чтецы особенно тянутся к лирике. Объясняется это тем, что, соприкасаясь с лирикой, чтец постигает свое «Я»» свой духовный мир. А к этому всегда стремится человек, особенно молодой. Ведь лирика позволяет «вынести» себя как бы вовне и посмотреть на себя глазами других. «Объективизируя себя (то есть, вынося себя вовне), — замечает известный литературовед М. М. Бахтин, — я получаю возможность подлинно диалогического отношения к, себе самому».1
|
|
Исполняя лирическое произведение, чтец втягивает и слушателей в процесс соединения мышления и эмоций, который рождает высшие социальные чувства — нравственные, эстетические, познавательные.
Но активное воздействие на слушателей поэтическим словом возможно только тогда, когда чтец владеет методикой работы над стихотворным материалом, — такой методикой, которая помогает познать форму, жанр, стиль того или иного поэтического произведения, овладеть исполнительским мастерством – умением превращать произведения поэтов в новый вид искусства — в искусство звучащей поэзии.
Подлинная поэзия отмечена внутренней, душевной силой автора, которая передается читателю, слушателю. «...Понятие вдохновенности, взволнованности сообщаемого, при одаренности лица, от которого оно исходит, — пишет Н. Асеев, — связано с душевностью, полным дыханием, а, следовательно, и звучностью, доходчивостью до слуха окружающих... Поэтому должна быть звонка и лира вдохновения. Звучность и воодушевленность — необходимые свойства поэзии».2 (3) Такая поэзия превращается в личную, глубоко внутреннюю собственность читателя, чтеца, слушателя. Она уже не принадлежит только тому, кто ее создал. Воспринявший ощущает ее своей собственной жизнью, своим дыханием, сливаясь с ее создателем. Но это дыхание не просто физиологический акт, оно обобщенно, социально. Вот как говорит об этом Вера Звягинцева:
|
|
«Я пишу, как дышу,
...Но дышу то я воздухом века».
Причастность ко всему происходящему в мире, служение самым высоким идеалам человечества — это и есть подлинная поэзия. Ее огонь освещает все прекрасное и доброе, что есть в каждом человеке и в обществе. Огонь поэзии поражает все пошлое, низкое, жестокое, убивающее жизнь. Поэтому поэзия всегда была и будет нужна людям. Она нужна человеку для счастья, пронизанного поэзией жизни!
Поэтому благородна цель добровольной армии участников самодеятельного творчества, чтецов-любителей, которые наряду с профессиональными актерами раскрывают и пропагандируют великое чудо поэзии, обогащая духовный мир человека.
Как же научиться действенно владеть словом, вплетенным в ткань стиха, словом, особо преображенным в поэтическом произведении? Как овладеть искусством поэзии звучащей?
На этот и другие вопросы мы и постараемся ответить в данной работе.
Раздел I