Введение. Министерство культуры СССР

Министерство культуры СССР

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

З. САВКОВА

ИСКУССТВО ЗВУЧАЩЕЙ ПОЭЗИИ

ВВЕДЕНИЕ

Мы строим об­щество, которое должно быть исполнено красоты, гармонии, нравственной чистоты. Поэтому вопросы формирования в человеке способностей, к восприятию прекрасного, к эстетическому творчеству имеют огромное практическое значение.

Все более глубокий интерес, особенно среди молодежи, проявляется в наши дни к искусству звучащей поэзии. Это отмечено поиском новых форм поэтических представлений, в самодеятельных коллективах, всё чаще их участниками ис­полняются композиции по произведениям любимых поэтов. Замечено, что чтецы особенно тянутся к лирике. Объясня­ется это тем, что, соприкасаясь с лирикой, чтец постигает свое «Я»» свой духовный мир. А к этому всегда стремится человек, особенно молодой. Ведь лирика позволяет «выне­сти» себя как бы вовне и посмотреть на себя глазами дру­гих. «Объективизируя себя (то есть, вынося себя вовне), — замечает известный литературовед М. М. Бахтин, — я по­лучаю возможность подлинно диалогического отношения к, себе самому».1

Исполняя лирическое произведение, чтец втягивает и слу­шателей в процесс соединения мышления и эмоций, который рождает высшие социальные чувства — нравственные, эс­тетические, познавательные.

Но активное воздействие на слушателей поэтическим сло­вом возможно только тогда, когда чтец владеет методикой работы над стихотворным материалом, — такой методикой, которая помогает познать форму, жанр, стиль того или иного поэтического произведения, овладеть исполнительским мастерством – умением превращать произведения поэтов в новый вид искусства — в искусство звучащей поэзии.

Подлинная поэзия отмечена внутренней, душевной силой автора, которая передается читателю, слушателю. «...Поня­тие вдохновенности, взволнованности сообщаемого, при ода­ренности лица, от которого оно исходит, — пишет Н. Асеев, — связано с душевностью, полным дыханием, а, следова­тельно, и звучностью, доходчивостью до слуха окружающих... Поэтому должна быть звонка и лира вдохновения. Звуч­ность и воодушевленность — необходимые свойства поэ­зии».2 (3) Такая поэзия превращается в личную, глубоко внутреннюю собственность читателя, чтеца, слушателя. Она уже не принадлежит только тому, кто ее создал. Воспринявший ощущает ее своей собственной жизнью, своим дыханием, сли­ваясь с ее создателем. Но это дыхание не просто физиологи­ческий акт, оно обобщенно, социально. Вот как говорит об этом Вера Звягинцева:

«Я пишу, как дышу,

...Но дышу то я воздухом века».

Причастность ко всему происходящему в мире, служе­ние самым высоким идеалам человечества — это и есть под­линная поэзия. Ее огонь освещает все прекрасное и доброе, что есть в каждом человеке и в обществе. Огонь поэзии по­ражает все пошлое, низкое, жестокое, убивающее жизнь. Поэтому поэзия всегда была и будет нужна людям. Она нужна человеку для счастья, пронизанного поэзией жизни!

Поэтому благородна цель добровольной армии участни­ков самодеятельного творчества, чтецов-любителей, которые наряду с профессиональными актерами раскрывают и про­пагандируют великое чудо поэзии, обогащая духовный мир человека.

Как же научиться действенно владеть словом, вплетен­ным в ткань стиха, словом, особо преображенным в поэтическом произведении? Как овладеть искусством поэзии зву­чащей?

На этот и другие вопросы мы и постараемся ответить в данной работе.

Раздел I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: