В искусстве чтеца

Теряя форму, гибнет красота,

А форма четко требует закона,

Невыносима больше маета.

Аморфности, неряшливости тона.

Вл. Солоухин.

Исполнение любого литературного жанра (поэзии, про­зы, публицистики и пр.) всегда есть речевое действие, по­ступок, рассчитанный на изменение ситуации. Что здесь име­ется в виду?

Выходя на сценическую площадку, чтец стремится реа­лизовать сверхзадачу своего выступления, выполнять дей­ственные задачи: «Хочу, чтобы люди задумались о смысле жизни», «Хочу, чтобы людей привлекали подлинные ценно­сти», «Хочу, чтобы не было равнодушных» и т. д. То есть, взяв в работу тот или иной исполнительский материал, изу­чив его содержание, главную мысль, сопоставив их с реаль­ной действительностью, исполнителю надо понять то, с чем же он будет бороться, что утверждать. При понимании этого чтец и будет стремиться «изменять ситуацию», воздействуя на сознание и чувства людей.

Но словесное дествие при исполнении стихов имеет свою специфику. Особая значимость и весомость слова в стихах, четкость ритма и острота формы требуют такого же законченного, четкого и острого внутреннего чувствования, переживания, подтекста. «Стихи чувствуются иначе, чем проза, потому что у них другая форма. Но можно сказать и наобо­рот: у стихов другая форма, потому что их подтекст пере­живается иначе».3 — пишет К. С. Станиславский. В стихахнельзя думать и переживать в ритме прозы, слишком «утяжелять» подтекст, чрезмерно углублять», переживание, затягивая психологические паузы. Это разрушит форму стихов. В стихах темпо-ритм «вместе со сквозным действием и подтекстом пронизывает, точно нить, линии действия, речи, паузы, переживания и его воплощения».4

И наоборот, нельзя формально выполнять все требова­ния стиха, забывая при этом о внутреннем темпо-ритме чув­ства, подтекста и сквозного действия. Такое исполнение К. С. Станиславский называл простым «стихоговорением», которое «не может быть признано стихотворной речью».5 (5)

В старину русские актеры называли словесное действие в стихах «стиходействием». Известный театральный педагог, профессор Л, Ф. Макарьев предложил воскресить это точное слово, отражающее ту специфику словесного действия в стихе, которую раскрыл и объяснил К. С. Станиславский. Термин «стиходействне» постоянно напоминает чтецу о том, что он действует не просто словом, а словом в стихе.6

Событие, сверхзадачу, действие, чувственный мир лирического героя невозможно обнаружить лишь умозрительно, литературно-тематическим анализом содержания текста, фразы без одновременного анализа темпо-ритма стиха и всех особенностей стихотворной речи. Поэтому, чтобы овладеть искусством стиходействия, необходимо изучить структуру формы исполняемого произведения. А для этого нужно знать хотя бы основы русского стихосложения. Не вдаваясь в глубину изучаемого вопроса, не останавливаясь на исторических предпосылках зарождения и развития русского поэтического слова, мы сконцентрируем наше внимание на самых существенных законах стихосложения. Постараемся, здесь ответить на основной круг вопросов, знание которых обяза­тельно для тех, кто желает овладеть искусством исполнения стихов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: