Часто стиховая (постоянная) пауза совпадает со смысловой и грамматической. Классический пример этого единства (стиховой и грамматической пауз) — стихи М. Ломоносова:
Лицо свое скрывает день,
Поля покрыла влажна ночь,
Взошла на горы мрачна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Еще пример этого единства:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
(С. Есенин).
Но чаще мы видим иное соотношение синтаксиса и стиха:
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела (1)
Рука предать огню все радости мои!..
(А. С. Пушкин).
Такое явление, когда незаконченная мысль переносится на другую строку, причем, в самом неожиданном месте, называется «зашагиванием» или «переносом». «Зашагивание» придает речи полный внутреннего напряжения смысл. За речью говорящего чувствуется невысказанность всего содержания, значительность недоговоренного. Переносы возникают, как правило, в самые напряженные моменты мысли. Поэтому эти паузы называют эмфатическими (выразительными). Эмфатические паузы между стихами при переносах способны передать различные, порой очень тонкие, эмоциональные оттенки речи...
|
|
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня... (2)
(А. С. Пушкин).
Эмфатическая пауза выделила, подчеркнула важное по смыслу слово «много». И никаким знаком препинания этот оттенок интонации передать нельзя. Значение переносов бывает различным. Они могут придать стихотворной речи сильную взволнованность, задумчивость, разговорно-бытовую, прозаизированную интонацию и т. п.
Из сказанного ясно, что неправильно поступают те чтецы, которые в погоне за мнимой естественностью исполнения сливают при переносах стихи, совершенно уничтожая паузу. (30)
Вместе с паузой могут исчезнуть смысловые оттенки, порою очень тонкие.12
При зашагивании возникают еще дополнительные паузы внутри стиха (в приведенном первом примере после слова «рука», во втором — после слова «переменилось»). Эти паузы нарушают плавное течение мысли. Они воспринимаются как психологические, рожденные повышенной экспрессией речи:
...Темницы рухнут, и свобода ||
Вас | примет радостно у входа...
Если прочесть эти строки без постоянной паузы в конце стиха и дополнительной цезуры после слова «Вас», то они лишатся напряженного подтекста, страстного желания поэта внушить веру в победу борцам за свободу, за счастье своего народа.
Несоблюдение данного требования законов стиходействия превращает стихи в прозу, ведет к исчезновению тончайших смысловых оттенков. Ведь эти паузы выявляют эмоционально-смысловую насыщенность слова, которое в стихе играет особую роль.