Каково значение слова в стихотворной речи?

Слово в стихе приобретает особую выразительность, за­ключает в себе многозначность оттенков чувств.

Когда в стихи превращены слова,

Они — основа чар и колдовства.

Выразительность и смысловая глубина слова усиливается в зависимости от того, как распределены слова «на взволно­ванном дыхании поэта». На примере двух строк В. Маяков­ского можно показать, как перестановка слов убивает «душу речи». «Не чудесно ли сказано Маяковским:

...Как в наши дни вошел водопровод,

Сработанный еще рабами Рима...

А попробуем сказать совершенно то же, но иначе;

...Как в наши дни вошел водопровод,

Хоть был построен римскими рабами...

Или:

...Как в наши дни вошел водопровод,

Что римскими рабами был сработан...

Нет! Не годится.

Что случилось? Куда пропала душа речи? Где могучий бас Маяковского? Где величавость слова и звука?».13 (31)

Поэты часто выделяют в отдельную строку особо значи­мое слово, чтобы оно приобрело еще большую емкость, ста­ло ярче и выразительнее. Вот как рассказывается в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» об отважном лейтенан­те — весельчаке, плясуне, настоящем воине:

Только вдруг вперед подался,

Оступился на бегу,

Четкий след его порвался

На снегу...

Поэты часто прибегают к тому, чтобы вложить в слово фразовое значение. При исполнении надо придавать особое звучание словам, вынесенным поэтами на отдельную стро­ку, наполняя их всей многозначной глубиной смысла и чувств.

Чем определяется ритм стиха?

Ритм стихотворения определяется целым комплексом фак­торов. Среди этих факторов можно выделить семь.

1. Ритм стиха определяется прежде всего его размером (характером стоп). Стопа хорея (Мчатся тучи, вьются ту­чи...) ритмически значительно отличается, допустим, от трех­сложной стопы амфибрахия ('Кавказ подо мною. Один в вы­шине...).

2. На ритм оказывает большое влияние длина стиха, то есть, количество стоп. Так, например, двухстопный амфибра­хий создает впечатление более быстрого темпа, чем пяти­стопный ямб:

Густая крапива

Шумит под окном.

Зеленая ива

Нависла шатром.

(А. Фет).

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим...

(А. Пушкин).

Вот стихи А. С. Пушкина, написанные одним размером (ямбом), но с разным количеством стоп. Посмотрите, как велика роль длины стиха в создании ритма:

Играй, Адель,

Не знай печали.

Хариты, Лель

Тебя венчали


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: