Слово в стихе приобретает особую выразительность, заключает в себе многозначность оттенков чувств.
Когда в стихи превращены слова,
Они — основа чар и колдовства.
Выразительность и смысловая глубина слова усиливается в зависимости от того, как распределены слова «на взволнованном дыхании поэта». На примере двух строк В. Маяковского можно показать, как перестановка слов убивает «душу речи». «Не чудесно ли сказано Маяковским:
...Как в наши дни вошел водопровод,
Сработанный еще рабами Рима...
А попробуем сказать совершенно то же, но иначе;
...Как в наши дни вошел водопровод,
Хоть был построен римскими рабами...
Или:
...Как в наши дни вошел водопровод,
Что римскими рабами был сработан...
Нет! Не годится.
Что случилось? Куда пропала душа речи? Где могучий бас Маяковского? Где величавость слова и звука?».13 (31)
Поэты часто выделяют в отдельную строку особо значимое слово, чтобы оно приобрело еще большую емкость, стало ярче и выразительнее. Вот как рассказывается в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» об отважном лейтенанте — весельчаке, плясуне, настоящем воине:
Только вдруг вперед подался,
Оступился на бегу,
Четкий след его порвался
На снегу...
Поэты часто прибегают к тому, чтобы вложить в слово фразовое значение. При исполнении надо придавать особое звучание словам, вынесенным поэтами на отдельную строку, наполняя их всей многозначной глубиной смысла и чувств.
Чем определяется ритм стиха?
Ритм стихотворения определяется целым комплексом факторов. Среди этих факторов можно выделить семь.
1. Ритм стиха определяется прежде всего его размером (характером стоп). Стопа хорея (Мчатся тучи, вьются тучи...) ритмически значительно отличается, допустим, от трехсложной стопы амфибрахия ('Кавказ подо мною. Один в вышине...).
2. На ритм оказывает большое влияние длина стиха, то есть, количество стоп. Так, например, двухстопный амфибрахий создает впечатление более быстрого темпа, чем пятистопный ямб:
Густая крапива
Шумит под окном.
Зеленая ива
Нависла шатром.
(А. Фет).
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим...
(А. Пушкин).
Вот стихи А. С. Пушкина, написанные одним размером (ямбом), но с разным количеством стоп. Посмотрите, как велика роль длины стиха в создании ритма:
Играй, Адель,
Не знай печали.
Хариты, Лель
Тебя венчали