До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет, русская земля?...
(А. С. Пушкин).
Интонация стиха определяется совокупностью ряда факторов: особенностью размера, наличием переносов, словоразделами, симметричностью или асимметричностью предложений, стилистическими особенностями словаря, риторическими фигурами и т. п. Разумеется, что в том или ином стихотворении одни из этих факторов проявляются сильнее, другие слабее. Поэтому и надо их изучать, чтобы разбираться, в том эффекте, который они создают в своем сложном взаимодействии.
В зависимости. от различных тем, изменений, характера эмоции изменяется стиль речи и интонирование. Как разнится стиль и интонации Пушкина во вступлении к поэме «Медный всадник» и самом повествовании о судьбе героя. Разнообразие стилей и интонацией нетрудно заметить, читая поэму Р. Рождественского «Двести десять шагов».
Когда же стихотворение небольшое оно чаще всего пронизано одним развивающимся чувством и написано в одном стиле. Единая интонационно-ритмическая структура, свойственная тому или иному стихотворению, должна быть определена. Какая же интонация свойственна стиху: ораторская, разговорно-бытовая, философская, раздумная, назидательная?
|
|
«Муха, муха-цокотуха...». Ну, конечно же, интонация разговорно-бытовая. «Выхожу один я на дорогу...» — мы слышим философско-раздумную интонацию лирического героя. «Слушайте, товарищи, потомки...» — явно звучит ораторская интонация Маяковского.
Однако об основной стихотворной интонации нельзя говорить в отрыве от основного тона произведения. Ведь интонация всегда окрашивается определенным тоном. Основной тон К. С. Станиславский называл «душевным тоном», «доминирующим аккордом», «лейтмотивом», «целенаправленной страстью», «эмоциональным фоном». (43) На этом фоне и протекает, разворачиваясь, изменяясь, жизнь лирического героя поэтического произведения. Ведь и в жизни каждый человек живет в своем тоне, у каждого своя «страсть действия». А каждый поэт, – личность со своим дыханием, складом мысли, темпераментом, душевным миром, целенаправленным действием... Понять, в каком же основном тоне может протекать речевое действие (лирическом, драматическом, трагическом, героическом, сатирическим, буффонном, разговорном, патетическом, будничном, возвышенном, романтическом, лирико-романтическом, лирико-героическом...), необходимо для того, чтобы вернее почувствовать замысел автора, страсть его мыслей и действия, динамику чувств. Найти верный тон исполнения и основную интонацию стиха — значит приблизиться к внутреннему ритму жизни поэта, задышать его дыханием, зазвучать его звучанием, а не «подмять» его под себя, что часто случается. В нахождении верного тона и интонации большая роль принадлежит жанру, виду стихотворного произведения.