Законодательное регулирование страховой деятельности и операций личного страхования

Одной из важнейших предпосылок развития страхования является адекватное правовое обеспечение, которое регулировало бы как категориальный аппарат, так и порядок осуществления страховых операций.

Кабинет Министров Украины своим распоряжением от 23 августа 2005 года № 369-р утвердил концепцию развития страхового рынка Украины до 2010 года, в которой подчеркивается, что современный страховой рынок формируется в условиях постепенного повышения базовых макроэкономических показателей, в частности, роста валового внутреннего продукта, низких темпов инфляции, стабильности национальной валюты, что дает возможность обеспечить динамическое развитие страхового рынка.

В основе страхового законодательства Украины лежит Закон «О страховании», в котором нашли развитие положения Декрета Украины «О страховании» (от 12.05.93г).

Закон Украины «О страховании» регулирует отношения в сфере страхования и направлен на создание рынка страховых услуг, усиление страховой защиты имущественных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан [4]. Действие Закона «О страховании» не распространяется на государственное социальное страхование. В Украине социальное страхование регулируется соответствующими законодательными актами.

Кроме того, в Украине действует ряд законодательных, подзаконных и нормативных документов, которые регулируют страховую деятельность.

Все эти документы можно сгруппировать в такие блоки:

- блок законов (законы «О внесении изменений в Закон Украины «О страховании», «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и др.);

- блок кодексов Украины (Хозяйственный, Гражданский, Воздушный, Торгового мореплавания и др.);

- блок постановлений и распоряжений кабинета Министров Украины;

- блок разъяснений Высшего арбитражного суда Украины;

- блок инструкций министерств и ведомств (Лицензионной палаты, Госкомтуризма, Гостаможкома, Минфина, Минтруда, Минтранса, Комитета по делам надзора за страховой деятельностью и др.);

- блок приказов Комитета по делам надзора за страховой деятельностью;

- блок приказов и разъяснений Государственной налоговой администрации Украины.

В Украине, в отличие от общепринятой практики, по объектам определяются следующие сферы страхования:

- рисковое страхование;

- страхование жизни.

Страхование жизни и основанные на нём виды страхования (пенсионное страхование и т.п.), сутью которых является длительное (3…15 и более лет) накопление собранных у страхователей денежных средств и их возврат после наступления определённого срока или события, называются накопительными видами страхования (синонимами этого термина являются термины «нерисковые виды страхования», «страхование жизни», «жизнь» или «лайфовые виды страхования», «лайф»).

Остальные виды страхования называются рисковыми (синонимами этого термина являются термины «не-жизнь» или «нон-лайф», «не лайфовые виды страхования»).

Рисковые виды обычно являются краткосрочными (как правило, до года, хотя, в принципе, могут быть и гораздо более длительными).

Приведенные выше термины украинским законодательством не предусмотрены и используются в отечественной страховой практике по аналогии с зарубежной.

Основным отличием между накопительными и рисковыми видами страхования является полная определённость (естественная обязательность) наступления страхового события в первом случае (например, после достижения пенсионного возраста) и неопределённость (вероятность) наступления страхового случая во втором (например, в случае пожара, наводнения или ДТП).

Другим важным отличием является разница между суммами премий и возмещений. Для накопительных видов страхования эти различия незначительны (отличаются на сумму инвестиционного дохода – обычно это единицы процентов в год), а для рисковых - отличаются очень сильно (обычно в десятки и сотни раз).

Длительность договора не определяет его принадлежность к рассмотренным видам страхования.

Статья 38 Закона Украины «О страховании» запрещает совмещать в одной страховой компании страхование жизни с другими видами страхования, т.е. запрещает совмещать накопительные и рисковые виды страхования. Сделано это с целью лучшей защиты интересов страхователей.

По Закону о страховании объектом страхования могут быть имущественные интересы, которые не противоречат законодательству Украины. А вышеупомянутые сферы делятся на три основных области страхования, которые указаны в Законе о страховании:

- личное;

- имущественное;

- страхование ответственности.

Личное страхование предусматривает, что в качестве объекта страхования выступают имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и дополнительной пенсией человека. Личное страхование объединяет рискованную и сберегательную функции страхования, а также сегодня предусматривает предоставление кредита страхователю под залог страхового полиса.

Необходимость обеспечения высокой степени ответственности страховщика за социально-экономические последствия своей деятельности обусловливает формирования общественной потребности в организации государственного страхового надзора. В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщиков, населения и экономики в целом. Основная проблема государственного страхового надзора – величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.

В зависимости от оснований возникновения обязательств страхование традиционного подразделяется на две формы: добровольное и обязательное. Та или иная формы страхования могут осуществляться любым страховщиком Украины, имеющим лицензию на соответствующий вид страхования. Ни один из страховщиков, имеющих лицензию на тот или иной вид страхования, не может получить преимуществ перед другими страховщиками со стороны государства. Монополизация страховой деятельности в Украине запрещена законом (статьи 41 и 42 Закона Украины «О страховании»).

Добровольное страхование производится на основании волеизъявления страхователя, который самостоятельно, по его личной (страховой) инициативе, обращается к страховщику для удовлетворения своего законного страхового интереса и с учетом требований общегражданского и страхового законодательства. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования определяются правилами страхования, которые устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с действующим страховым законодательством.

Обязательное страхование. Согласно ст.5 этого же закона «обязательное страхование устанавливается законами Украины путем внесения изменений в этот закон. Формы типового договора, порядок проведения и особые условия лицензирования обязательного страхования определяются Кабинетом Министров Украины».

В Украине введены и действуют такие основные виды обязательного страхования:

- личное страхование работников ведомственной и сельской пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин;

- страхование жизни и здоровья специалистов ветеринарной медицины;

- личное страхование пассажиров и персонала, обслуживающего транспортное средство, от несчастных случаев на транспорте;

- страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- страхование финансовых гарантий при транзитных перевозках подакцизных товаров.

Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователю – бюджетной организации из госбюджета на его содержание или за счет собственных средств для хозрасчетной организации с отнесением этих затрат на себестоимость на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с законодательными актами между страховщиками и страхователями, которые определены в этих актах. При этом предусмотрено, что государство гарантирует исполнение страховщиком, осуществляющим обязательное государственное страхование, обязательств перед страхователями в случае неплатежеспособности этого страховщика (ст. 41 Закона Украины «О страховании»).

В Украине действуют следующие основные виды обязательного государственного личного страхования:

- страхование военнослужащих;

- страхование лиц рядового, начальствующего и вольнонаемного состава органов и подразделений внутренних дел;

- страхование медицинских и фармацевтических работников на случай инфицирования вирусом иммунодефицита;

- страхование работников таможенных органов;

- государственное личное страхование работников прокуратуры;

- страхование жизни и здоровья судей;

- страхование жизни и здоровья народных депутатов;

- страхование служебных лиц государственной контрольно-ревизионной службы;

- страхование служебных лиц государственных налоговых администраций;

- страхование должностных лиц инспекций государственного архитектурно-строительного контроля;

- страхование спортсменов высших категорий;

- страхование работников государственной лесной охраны;

- страхование доноров крови и (или) ее компонентов.

Правоотношения по обязательному страхованию (в том числе по обязательному государственному страхованию) возникают на основании договора. Однако следует отметить, что указание на то, что обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании закона, отнюдь не означает, что законы и иные правовые акты есть единственное основание для возникновения правоотношения по обязательному страхованию. Если предположить, что обязательное государственное страхование, осуществляемое за счет бюджетных средств, будет проводиться без заключения договора между страховщиками и страхователями, то сами по себе нормы закона о таком страховании без наличия определенных факторов и обстоятельств не установят возникновения страхового правоотношения.

В обязательном страховании с момента вступления в силу закона возникает обязанность страхователя уплаты премии, однако для того, чтобы норма, устанавливающая обязанность уплатить страховую премию, распространилась на конкретное лицо, необходимо обстоятельство, факт, позволяющий относить данное лицо к категории страхователей (либо застрахованных лиц). Так, чтобы на гражданина распространились отношения по государственному обязательному личному страхованию служебных лиц прокуратуры, необходимо не только наличие определяющих такое страхование правовых норм, но и факт поступления гражданина на службу в указанные органы.

Таким образом, основанием возникновения страховых правоотношений для любых форм страхования всегда являются юридические факты: в добровольном страховании и в большей части обязательного страхования – договоры страхования в отдельных видах государственного обязательного страхования – сочетание нескольких факторов: наличие правовых норм, определяющих условия обязательного страхования, и фактических обстоятельств (юридических факторов), позволяющих распространить указанные в законе права на конкретные лица (на страхователя, застрахованного и страховщика).

В соответствии с законом Украины «О страховании» страховые выплаты по договору страхования жизни осуществляются в размере страховой суммы (ее доли) и (или) в виде регулярных, последовательных выплат обусловленных в договоре страхования сумм (аннуитета). Размер страховой суммы и (или) размеры страховых выплат определяются по договоренности между страхователем и страхователем во время заключения договора страхование или внесение изменений в договор страхования, или в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Страховая сумма может быть установлена по отдельному страховому случаю, группе страховых случаев, договора страхования в целом. Указанная в договоре страхования жизни величина инвестиционного дохода не должна превышать четырех процентов годовых.

Договором страхования жизни обязательно предполагается увеличение размера страховой суммы и (или) размера страховых выплат на суммы (бонусы), которые определяются страхователем один раз в год по результатам полученного инвестиционного дохода от размещения средств резервов по страхованию жизни за вычетом затрат страхователя на ведение дела в размере до 15 процентов полученного инвестиционного дохода и обязательного отчисления в математические резервы доли инвестиционного дохода, который отвечает размеру инвестиционного дохода, который применяется для расчета страхового тарифа за этим договором страхования и в случае индексации размера страховой суммы и (или) размера страховых выплат по официальному индексу инфляции, отчисление в математические резервы доли инвестиционного дохода, который отвечает такой индексации.

Договором страхования жизни также может быть предусмотрены увеличения размера страховой суммы и (или) размера страховых выплат на суммы (бонусы), которые определяются страхователем один раз в год по другим финансовым результатам его деятельности (участие в прибылях страхователя).

Принятые страхователем дополнительные страховые обязательства сообщаются страхователю письменно и не могут быть в дальнейшему уменьшены в одностороннем порядке. Страховые тарифы при добровольной форме страхования вычисляются страхователем актуарно (математически) на основании соответствующей статистики наступления страховых случаев, а по договорам страхования жизнь - также с учетом величины инвестиционного дохода, который должен отмечаться в договоре страхования.

Как видим, страховая деятельность в Украине урегулирована значи­тельным массивом законов и подзаконных актов, в частности, постанов­лений, распоряжений, приказов и инструкций, регулирующих отдельные вопросы осуществления страхования. Однако действующее законодательство еще не в пол­ной мере соответствует потребностям страхового рынка, и поэтому раз­работка нормативных документов по организации и осуществлению стра­ховой деятельности на основании действующего законодательства об­щего действия и привитие ведомственных актов для надлежащей орга­низации страховой деятельности является необходимым.

Законодательное обеспечение страхования жизни нуждается в существенном усовершенствовании путем:

а) приведения Закона Украины "О страховании" в соответствие с законодательством Европейского Союза и международной практикой страхования жизни;

б) введения правовых норм равноправного участия негосударственных пенсионных фондов, банков и страховщиков, получивших лицензию на осуществление страхования жизни, в системе негосударственного пенсионного обеспечения;

в) принятия изменений в системе налогообложения операций по страхованию жизни.

В целом, нормативное регулирование страховой деятельности в Ук­раине на сегодняшний день составляет практически завершённую си­стему законодательства, которая, однако, требует дальнейшей активи­зации усовершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: