Шаг 1. Анализ ассортимента по товарным группам.
Если анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент по степени вклада в намеченный результат, то принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа ХYZ иной — здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
В группу X включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.
В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y – средние. В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. Прогнозировать объемы реализации товаров данной группы сложно.
Оценивается период 3 месяца. Первым шагом является сбор данных за квартал и подсчет итога за три месяца.
|
|
Продукт | Оборот за апрель | Оборот за май | Оборот за июнь | Итог |
Сладости | ||||
Крупа | ||||
Мясо | ||||
Фрукты | ||||
Рыба | ||||
Табак | ||||
Специи | ||||
Алкоголь | ||||
Овощи | ||||
Молочные |