Содержание и порядок выполнения работы
1. Меры безопасности. Испытуемое топливо следует предваритель- но тщательно обезводить. Вода, попавшая вместе с нефтепродуктом в колбу, приведет при перегонке к мгновенному вскипанию и выбросу содержимого через горло колбы и почти неминуемому пожару. Топливо обезвоживается отстаиванием перед занятием и обрабатывается хлорис- тым кальцием. Студент, начиная работу, обязан проверить отсутствие следов воды и мути на дне склянки с образцом топлива. При обнаруже- нии их образец к испытанию не допускается.
2. Сухим и чистым измерительным цилиндром (см. рис. 5) отме- рить 100 мл обезвоженного топлива и осторожно перелить его в колбу 3, следя за тем, чтобы оно не попало в отводную трубку колбы 7. Для этого нужно держать колбу отводной трубкой вверх. Испытуемый продукт должен иметь температуру 20 ± 3°С.
3. В шейку колбы с топливом вставить термометр 6, вмонтирован- ный в плотно пригнанную пробку так, чтобы ось термометра совпала с осью шейки колбы, а верхний край ртутного шарика термометра нахо- дился на уровне нижнего края отводной трубки в месте припоя.
|
|
4. Отводную трубку 7 колбы соединить с верхним концом трубки 8 холодильника при помощи плотно пригнанной пробки так, чтобы от- водная трубка колбы входила в трубку холодильника на 25–50 мм и не касалась стенок последней.
5. На колбу 3 с бензином надеть термозащитный металлический кожух 5.
24 25
Рис. 5. Схема установки для фракционной разгонки светлых нефтепродуктов: 1 – холодильник; 2 – мерный цилиндр; 3 – колба с отводной трубкой; 4 – электроплитка; 5 – метал- лический кожух; 6 – термометр; 7 – отводная трубка; 8 – трубка холодильника
6. Измерительный цилиндр 2, которым отмерялось испытуемое топливо, не высушивая, поставить так, чтобы сливная трубка холодиль- ника входила в цилиндр не менее чем на 25 мм, но не ниже метки 100 мм и не касалась бы его стенок. Отверстие цилиндра прикрыть сверху ватой
линдр пододвинуть к концу трубки холодильника так, чтобы дистиллят стекал по стенке цилиндра.
13. Записать температуры, соответствующие моментам, когда уро- вень жидкости в мерном цилиндре доходит до делений, соответствую- щих 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90 % от первоначально взятого количе- ства бензина 100 мл.
14. После того как уровень бензина в цилиндре достигнет 90 мл,
усилить нагрев колбы так, чтобы до конца разгонки оставалось от 3
до 5 мин.
15. Записать температуру конца перегонки. Для автомобильных бензинов моментом конца перегонки считается момент, когда ртутный столбик термометра после некоторой остановки на какой-то высоте нач- нет опускаться. Максимальную температуру, показанную термометром, записывают как температуру конца перегонки. Дизельное топливо отго- нять после отгона 96 %, лигроин и керосин – 98 %.
|
|
16. После окончания перегонки выключить нагрев колбы, дать ей остыть, слить воду из холодильника и разобрать прибор.
17. Остаток из колбы перелить в малый мерный цилиндр и запи- сать его объем.
18. Разность между 100 мл и суммой объемов дистиллята и остатка записать как потери при перегонке.
19. Привести температуры к нормальному барометрическому дав-
лению по формуле
или листом фильтровальной бумаги.
7. Заполнить холодильник водой и поддерживать ее уровень посто-
|
|
+ С,
янным немного выше сливного отверстия. Циркуляция воды должна быть
где T
– замеренная температура; С = 0,00009 (101,3.103– р) (273 + Т),
постоянной.
зам
или С = 0,00012 (760 – p) (273 + Т
зам
) – поправка на барометрическое
8. Определить барометрическое давление.
1 зам
9. Заготовить табл. 4 для записи результатов испытаний.
10. Отрегулировать нагрев колбы так, чтобы первая капля дистил-
давление; р – барометрическое давление, Па; p
– барометрическое
лята упала из трубки холодильника в мерный цилиндр не ранее, чем че- рез 5 и не позже, чем через 10 минут после начала нагревания.
11. Записать температуру падения первой капли как температуру начала перегонки в табл. 4.
12. После падения первой капли перегонку вести с равномерной скоростью 4–5 мл в минуту (2–2,5 капли в секунду), измерительный ци-
В табл. 5 приведено приближенное значение поправок, вычисленных
по приведенной формуле.
Поправки прибавляются в случае, когда барометрическое давление ниже 100000 Па (750 мм рт. ст.), и вычитаются, когда давление выше 102600 Па (770 мм рт. ст). При барометрическом давлении 100000–102600 Па (750–770 мм рт. ст.) поправки не вносят.
26 27