Общие понятия о вязкости моторных масел

Смазочные моторные масла – это фракции нефти, основу которых составляют углеводороды с температурой кипения выше 350 °С.

Классифицируются моторные масла:

на группы в зависимости от эксплуатационных свойств; на подгруппы в зависимости от типа двигателя;

на классы в зависимости от кинематической вязкости. Качество моторных масел оценивается: вязкостными и моющими свойствами;

физической и химической стабильностью; коррозийностью;

наличием примесей и воды; температурой вспышки; противоизносными свойствами и т. д.

Качество масла характеризуется индексом вязкости. Чем он выше,

тем вязкостно-температурные свойства масел лучше.

Простейший способ оценки качества масла заключается в осмотре его пробы в стеклянном цилиндре диаметром 40–50 мм. При этом в нем не должно обнаруживаться ни взвешенных, ни осевших на дно частиц и воды.

Так как моторные масла содержат большое количество смол, то они непрозрачны в проходящем свете, следовательно, необходимо дополни- тельно фиксировать цвет и оттенок в отраженном свете.

Температура вспышки в открытом тигле:

1) характеризует огнеопасность масла;

2) дает представление о характере углеводородов в масле;

3) позволяет узнать о наличии примесей легкоиспаряемых компо- нентов.

На температуру вспышки масел t влияет атмосферное давление, что необходимо учитывать при ее определении.

p
t = t + 0,0345(760 – p),



p
где t


– температура вспышки; р – атмосферное давление при проведении


опыта.

54 55


Показателями вязкостных свойств в масле являются:

1) вязкость при различных температурах;

2) индекс вязкости;

3) температура застывания масла.

Вязкость – это свойство масла оказывать сопротивление внешней силе, перемещающей ее слои относительно друг друга.

Вязкость определяют с помощью специальных приборов – вискозиметров и выражают в единицах динамической или кинетической вязкости.

За единицу динамической вязкости принята вязкость масла, в объеме которой две параллельные площадки размером по 1 м, отстоящие друг от друга на 1 м, будут двигаться с относительной скоростью 1 м/с под действием силы в 1 Н. Размерность динамической вязкости – Н·с/м2.

За единицу кинематической вязкости принята размерность 1 м2/с).

Используется также размерность в стоксах (Ст).

1 Ст =1 см2/с =1 /100000 м2/с.

1 сотая часть стокса = 1сСт (сантистокс). 1 Ст = 100 сСт = 100 мм2/с.

Для характеристики вязкости и вязкостно-температурных качеств моторных масел нормируется вязкость при температуре 100 °С, которая включена в их маркировку.

Моторные масла должны обладать оптимальной вязкостью при ра- бочей температуре. При изменениях температуры колебания вязкости должны быть минимальными.

Количественно это требование выражают рядом показателей, кото- рые называют вязкостно-температурными характеристиками. Основная из них – графическое представление зависимости кинематической вяз- кости масла от температуры.

С повышением температуры вязкость уменьшается. Это приводит к износу трущихся деталей и увеличению потерь на трение.

С понижением температуры вязкость масла увеличивается, что при- водит к ухудшению поступления масла к парам трения и его очистки, пуск двигателя затрудняется.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: