Задание. Проверьте себя. При подготовке к занятиям используйте разные виды чтения и определите: в какой степени вы владеете этими вида­ми чтения

Проверьте себя. При подготовке к занятиям используйте разные виды чтения и определите: в какой степени вы владеете этими вида­ми чтения.

При чтении книг следует придерживаться некоторых правил.

1. Читать книгу необходимо с бумагой и карандашом. Жела­
тельно иметь под рукой справочники и словари.

2. При чтении необходимо внимательно следить за мыслью ав­
тора и вести записи. Запись — лучшая опора для памяти.

3. Чтение должно быть активным, т.е. чтением-размышлением.
Именно такое чтение позволит глубоко понять текст и прочно его
усвоить.

4. После прочтения книги всегда полезно подумать о том, чему
новому она вас научила.

5. При обдумывании прочитанного в книге важно связывать
новое с ранее изученным, чтобы представить его в общей системе
знаний.

6. Следует по возможности связывать содержание книги с соб­
ственным жизненным опытом.

7. Если при чтении книги возникают трудности, нужно попы­
таться разобраться в них самому и только потом обратиться за
помощью к преподавателям [13, с. 112—113].

Для будущего педагога важно также читать периодическую пе­дагогическую литературу. Представление о педагогической перио­дике могут дать обзоры изданий, самостоятельно подготовленные студентами и проведенные на занятиях. Подготовка обзора прохо­дит в несколько этапов.


 

Первый этап

Выбрать источник, на основе которого вы будете готовить об­зор. Это могут быть газеты («Учительская газета», «Первое сентяб­ря», «Школьный психолог», «Педагогический вестник» и др.) и журналы («Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Директор школы», «Классный руководи­тель» и др.).

Второй этап

Просмотреть два-три последних номера (газеты или журнала) и выписать следующие данные: фамилия главного редактора; с какого времени выходит и какова периодичность издания; по­стоянные рубрики и их тематика; эпизодические рубрики.

Третий этап

Определить, какую помощь может оказать это издание в про­цессе профессиональной подготовки и в практической деятель­ности.

Четвертый этап

Отметить одну статью в любом номере (газеты или журнала), которая более других привлекла ваше внимание. Подготовить ее краткий пересказ. Подобрать аргументы для того, чтобы однокурс­ники обязательно обратились к ней и прочли статью полностью.

Для того чтобы информация сохранилась надолго, необходимо ее зафиксировать, формы фиксации прочитанного могут быть раз­ными: составление аннотации, простого или сложного плана ин­формационного текста, тезисов, конспектов, рецензий, рефера­тов.

Аннотирование. Аннотация — краткая характеристика печатно­го издания (или его части) с точки зрения содержания, назначе­ния, формы и других особенностей. Аннотация включает сведе­ния о содержании произведений печати, его авторе и достоин­ствах работы, носит пояснительный или рекомендательный ха­рактер, используется работниками информационных органов и библиотек для рекламы и пропаганды произведений печати.

Аннотация помещается на обороте титульного листа книги, включает характеристику издания, его основной темы и пробле­матики, дает представление об объекте, цели работы и ее резуль­тате. В ней отражают то новое, что несет в себе данное произведе­ние печати в сравнении с другими, родственными ему по темати­ке и целевому назначению. При переиздании указывают на то, что отличает новое издание от предыдущего. Средний объем ан­нотации 500 печатных знаков [15, с. 24]. Итак, аннотация пред­ставляет собой самое краткое изложение содержания книги, дает общее представление о ее теме.

Виды аннотаций. По содержанию и целевому назначению ан­нотации подразделяются на справочные и рекомендательные.


Справочные аннотации, которые также называют описательны­ми или информационными, характеризуют тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критичес­кой оценки.

Рекомендательные аннотации характеризуют книгу и дают оцен­ку ее пригодности для определенной категории читателей, с уче­том уровня подготовки, возраста и других особенностей.

По полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначению аннотации подразделяются на общие и специа­лизированные.

Общие аннотации характеризуют книгу в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Это дает возможность в первом приближении представить себе содержание книги, понять, окажется ли она полезной для расширения представлений об ис­следуемой области.

Специализированные аннотации представляют лишь определен­ную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.

Разновидностью специализированной аннотации является ана­литическая аннотация, касающаяся некоторой части содержания книги. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справоч­ный характер.

Аннотации могут быть обзорными, или групповыми. Обзорная аннотация содержит обобщенную характеристику двух и более документов, близких по тематике.

Справочная обзорная аннотация объединяет сведения о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотиро­ванных произведений.

В рекомендательных обзорных аннотациях отмечают различия в трактовке темы, в степени доступности и др. [8, с. 163 —166].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: