В табл. 2 представлены результаты исследования 120 взрослых испытуемых с помощью шестого субтеста "Теста общих способностей", содержащего 25 арифметических задач. Все задачи этого субтеста имеют единственное, однозначное решение, и за каждый правильный ответ испытуемому присваивается один балл. Поскольку расчет коэффициента дискриминативности довольно трудоемкий процесс, предлагаем вычислить его только для 13-й задачи.
Коэффициент дискриминативности рассчитывается по формуле точечно-бисериального коэффициента корреляции:
(3)
где Σ X - сумма первичных результатов всех испытуемых по всем задачам; Σ Хп - сумма первичных результатов испытуемых, правильно решивших анализируемую задачу; Nп - количество испытуемых, правильно решивших анализируемую задачу; N - общий объем выборки.
Таблица 2. Первичные результаты исследования по субтесту "Арифметические задачи"
Х | |||||||||||||||||||||||||
f | |||||||||||||||||||||||||
f п13 |
Примечание. Обозначения принятые в таблице: Х - первичный суммарный результат решения всего субтеста, f - кол-во испытуемых, получивших результат Х, f п13 - кол-во испытуемых, правильно решивших анализируемую 13-ую задачу.
|
|
Для контроля и ускорения промежуточных расчетов предлагается:
1) построить расчетную таблицу по форме 2;
2) последовательно рассчитать величины f, fX, (fX)2, f п X, где Х - первичный результат, полученный испытуемым за правильное решение задач теста, f - кол-во испытуемых, получивших результат X; f п - кол-во испытуемых, правильно решивших анализируемую задачу i, i =1,2,...,25 (в данном задании i =13);
Форма 2
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Расчет коэффициента дискриминативности (задача N 13 из табл. 2)
Х | f | fX | (fX)2 | f п13 | f п13 X |
… | |||||
N = | S X = | S X 2= | N п13= | S X п13= |
3) рассчитать коэффициент дискриминативности, применив формулу (3).
При анализе полученных данных следует обратить внимание на знак и величину коэффициента дискриминативности. Как и любой коэффициент корреляции, он может принимать значения в пределах от -1,0 до +1,0. Задача, rpb которой имеет отрицательный знак, сразу же исключается из набора, поскольку она неадекватно дифференцирует испытуемых. "Хорошая" задача должна высоко и положительно коррелировать со средним общим результатом выполнения задач теста.
Наконец, необходимо помнить, что между трудностью задачи и ее дискриминативностью имеется нелинейная связь; задачи с низкой (около 100%) и высокой (около 0,0%) трудностью, как правило, обладают минимальной дискриминативной способностью. Соответственно, задачи, характеризующиеся средней трудностью (И = 50%), обладают высокой дискриминативной способностью.
|
|
Контрольные вопросы. Что такое индекс трудности? Что такое коэффициент дискриминативности? Какой вид связи существует между названными показателями качества тестовых задач? Как применяется индекс трудности в анализе тестовых задач? Как рассчитывается коэффициент дискриминативности?