Этот этап анализа проведем в сокращенном виде. Сами модели строить не надо, только на основе своих представлений обозначьте, к какой области знания придется обратиться.
Построение моделей необходимо для предсказания поведения системы при реализации спроектированных вмешательств, для определения, какие значения примут критерии, выбранные для оценки ситуации. В таблице, приведенной ниже, отметьте, какой тип модели будет, по Вашему мнению, использован, чтобы предсказать поведение критериев для каждого из вмешательств - абстрактная или реальная, качественная или количественная. Для этого можно подумать о том, какие меры потребуется предпринять для моделирования, к каким областям знания обратиться и каких специалистов необходимо пригласить (см. этап выбора конфигуратора). Возможно, Вы посчитаете, что можно обойтись собственными силами Вашей группы аналитиков, чтобы предсказать реакцию системы на вмешательство.
Возможно, Вы посчитаете, что последствия нескольких вариантов вмешательства будут описываться одной моделью.
|
|
Рассматриваемые варианты вмешательства в проблемную ситуацию
(добавьте нужное число строк)
№ | Тип модели, ее краткое описание. Область знания, участники (эксперты) и/или языки моделирования | Варианты вмешательства, описываемые моделью. Критерии, поведение которых можно предсказать с ее помощью. |
1. | ||
2. | ||
3. |
Убедитесь, что все варианты вмешательства и критериев покрываются приведенными моделями. Если это не достигнуто, то укажите, в чем состоит трудность.
По результатам выскажите свое суждение о том, какие из моделей придется рассматривать совместно в силу большой степени зависимости вариантов вмешательства в их влиянии на конечный результат.
Эксперименты, обработка данных
Эксперименты на модели или на реальной системе – этап измерения критериев и усовершенствования моделей. Ограничимся следующим упражнением. В таблице ниже приведите тип измерительной шкалы (номинальная, порядковая, интервальная, отношений, циклическая, абсолютная или др.), к которому относится каждый из используемых Вами критериев.
Типы измерительных шкал критериев (добавьте нужное число строк)
№ | Формулировка критерия | Тип шкалы |
1. | ||
2. | ||
3. |
Выбор
Упростим проведение этого этапа. Не измеряя критерии, а лишь на основе своих предположений, приведите набор вариантов вмешательства, который Вы бы выбрали для реализации из числа сгенерированных ранее. Постарайтесь объяснить, почему из всех возможных сочетаний Вы выбрали именно это.
Если бы довелось осуществлять выбор в реальной, а не в учебной ситуации, то какой метод многокритериального выбора Вы бы использовали для определения оптимального вмешательства в проблемную ситуацию? Почему?