Риторический идеал Платона (сократа) и Аристотеля

С софистами трудно спорить: они первые профессиональные мастера спора-борьбы (agon). Но в спор с ними вступает Сократ. Возводя пестроту и текучесть жизни, относительность ее проявлений в абсолют, софисты были побеждены сократовскими поисками смысла, его подходом к жизни как к проблеме, его страстным желанием "понять и оценить жизнь" (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. С. 51). Сократические диалоги Платона и сегодня захватывают читателя устремленностью Сократа к смыслу, тонкостью и искусностью его диалектики, перед которой отступают софисты: "А в "Гиппии большем" знаменитый софист Гиппий просто изображен идиотом и набитым дураком, и Сократ на каждом шагу сбивает его с позиции, заставляя признавать или чувствовать свое невежество".

В сократических диалогах Платона осознается и утверждается новый риторический идеал - кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Этот идеал соответствует диалектическому, диалогическому методу нахождения истины в беседе. Сама же задача нахождения истины может возникнуть только со смысловым подходом к жизни. Сократ в споре ловит софиста, как "пестрого зверя", "которого нельзя схватить одной рукой, а только обеими".

Вся прежняя риторика (софистическая) отвергается Платоном: она принципиально не устраивает его, так как в ней "внешнее", "удовольствие" и "мнение" главенствуют вместо "истины", "добродетели", "реальности" (Безменова Н.А. О предмете "история риторики" // Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы. М., 1987. С. 30).

Итак, риторический идеал Сократа (Плато н а), в основном сходный с идеалом Аристотеля, можно определить как:

1) диалогический: каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли - вот цель речевого общения и деятельности говорящего;

2)гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога, - не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, це-

ли и результатов общения; кроме того, и сама речь понимается Сократом как гармоничное "существо", все части которого образуют соразмерное целое;

3) смысловой - цель разговора между людьми, цель речи - поиски и обнаружение смысла, истины, которая не есть какой-то фантом, призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи (обсуждения) и может быть обнаружена.

Основные "инструменты" нахождения истины у Сократа - его знаменитая ирония, о которой мы говорили в разделе, посвященном риторическим тропам, и "майевтика" - "искусство повивальной бабки", т. е. характерное для диалектического метода Сократа умение так строить диалог, чтобы чередование вопросов и ответов привело в результате беседы к рождению желанного младенца - истины.

Классический период греческой риторики завершается деятельностью Демосфена и Аристотеля, давших высочайшие образцы практического и теоретического красноречия, обобщивших достижения ораторского искусства периода его расцвета, вызванного демократией и политической неза-висимостью Эллады. Восемь дошедших до нас речей Демосфена, так называемых "Филиппик" (речи против Филиппа Македонского), дают представление о риторическом идеале великого оратора - речи динамичной, логически безупречной и столь же безукоризненной и строгой по форме.

Именно этот идеал теоретически осмыслен в знаменитой "Риторике" Аристотеля, наиболее известном и значительном риторическом трактате.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: