Риторический и общеэстетический идеалы античной классики

Риторический идеал античной классики, основные черты которого мы определили, теснейшим образом связан собщим идеалом прекрасного, сложившимся в этой культуре. Докажем это, обратившись к трудам А. Ф. Лосева и сопоставляя общеэстетический и риторический идеалы античной классики.

А. Ф. Лосев выделяет главные особенности общего идеала прекрасного в античной классике (Лосев А. Ф. История античной эстетики. (Ранняя классика). М., 1963. С. 530-531). Сравним их с требованиями к прекрасной речи, обобщенными в "Риторике" Аристотеля и представленными до этого в диалогах Платона.

В эпоху Возрождения возник настоящий культ Цицерона: "Петрарка, а за ним гуманисты избрали Цицерона своим вождем, патроном и кумиром. Статус Цицерона столь высок, что блаженный Иероним во сне слышит упрек Христа: "Ты цице-ронианин, а не христианин" (Ciceronianus es, поп Christianus) (А в е р и н ц е в С. С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 142-145).

Для Цицерона риторика даже выше философии ("...Самый заурядный оратор, даже и не очень образованный, но обладающий опытом в речах, побьет философов этим своим нехитрым опытом и не даст себя обижать и презирать"), и даже выше поэзии: поэзия в сравнении с риторикой, как говорит Цицерон, более легковесный вид словесного искусства.

Риторический идеал Цицерона - идеал философа-стоика: все страсти подавить, безобразное в мире игнорировать, наслаждаться красотой не только и не столько истины, сколько формы (речи). Никаких "резких движений": лучше размеренное, плавное течение в меру украшенного слова. Именно поэтому период - ритмизированная, гармонизированная фраза - стал предметом пристального внимания Цицерона как теоретика риторики и излюбленной риторической фигурой Цицерона-практика, Цицерона-оратора. На одной странице текста Цицероновой речи можно найти по 4-5 периодов - длинных, искусно построенных (см., например, текст его речи в защиту поэта Архия): для Цицерона гармония в речи, в слове - это результат подавления аффектов, торжество ритма, принципиального игнорирования всяких крайностей и темных сторон жизни.




double arrow
Сейчас читают про: