Какие задачи решаются цифровыми средствами разработки учебно-методического обеспечения?
Современные цифровые средства разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса призваны решать следующие задачи:
– разработка курсов электронного (включая дистанционное) обучения;
– ввода дидактического материала курсов электронного обучения в ин-
формационно-образовательную среду;
– отображения введенной информации с целью ее контроля и редактирования;
– преобразования информации (изменение формы представления данных,
перекодировка, трансляция, выполнение арифметических и логических операций, изменение структуры данных и т. п.);
– хранения информации;
–отображения итоговых и промежуточных результатов решения заданий и тестовых работ;
– оперативного общения участников учебного процесса между собой и с информационной системой в процессе обучения.
Перечисленные задачи технические средства ИКТ решают совместно с общесистемным программным обеспечением – операционной системой компьютера.
В состав комплексов программно-технических средств ИКТ должно быть установлено прикладное программное обеспечение, необходимое для решения широкого круга задач по созданию, редактированию и тиражированию учебных материалов, в частности:
– создания и редактирования музыкальных композиций;
– организации звуковых коллекций;
– создания и редактирования видеофильмов:
– создания DVD-видеодисков;
– создания фотоколлекций и редактирования фотографий;
– создания и редактирования учебных материалов и записи их на физические носители и др.
Какое прикладное программное обеспечение, необходимо для решения задач по созданию, редактированию и тиражированию учебных материалов?
Программное обеспечение создания и редактирования учебных материалов должно обеспечивать: создание электронных учебных пособий и мультимедийных презентаций; поддержку импорта файлов стандартных, графических, видео, звуковых форматов; создание комментариев, отображаемых вместе с документом, создание диаграмм, редактирование изображений; экспорт файлов в формат PDF и др.
Какие психологические особенности внимания человека при восприятии визуальной информации с экрана необходимо учитывать при разработке электронных учебных пособий?
Приступая к разработке электронных учебных пособий, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания человека при восприятии визуальной информации с экрана:
– Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте;
– Устойчивость внимания, которая при активной работе с изучаемым объектом у обучающихся сохраняется не более 15–20 мин и требует переключения внимания или короткого отдыха;
– Объем внимания – количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7±2;
– Распределение внимания – одновременное внимание к нескольким объектам и полное одновременное их восприятие. Как правило при подготовке
электронных учебных материалов используют принцип «фон + объект» – когда изучаемый объект выделяется с помощью, например, большего масштаба изображения. Это позволяет усилить внимание именно к главному и помочь обучающемуся увидеть множество его характеристик представленных на экране;
– Переключение внимания – перемещение внимания с одного объекта на другой. Средства ИКТ позволяют предоставлять информацию в нужной после
довательности и пропорциях, акцентируя внимание учащихся на тех объектах, которые в данный момент являются предметом обсуждения.