Попытаемся изобразить графически «товарное пространство» (рис.4.2). Предположим, что потребитель сталкивается с двумя товарами – Х и Y. Тогда любая из возможных комбинаций товаров Х и Y может быть представлена в виде точки на графике. На графике изображена кривая безразличия.
Основная идея графического представления системы предпочтений (функции полезности) потребителя с помощью кривых безразличия весьма проста: соединим все точки, характеризующие наборы товаров, имеющие некоторый определенный уровень полезности (для потребителя безразлично, какой из этих наборов выбирать), и назовем полученную линию равной полезности кривой безразличия.
Повторим теперь то же самое с наборами товаров, имеющими какой-либо иной уровень полезности. Проделав эту операцию со всеми возможными наборами товаров, получим карту безразличия — множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя (рис.4.3). Очевидно, карта безразличия есть не что иное, как графическое изображение шкалы предпочтений потребителя.
|
|
|
Рассмотрим теперь некоторые свойства кривых безразличия.
Свойство 1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
Попробуем определить, в какой области лежат точки, характеризующие комбинации товаров, имеющие такой же уровень полезности, как и набор А (рис. 4.4).
|
Для этого проведем параллельно осям координат две перпендикулярные прямые линии, пересекающиеся в точке А. Эти линии разделяют пространство товаров на четыре квадранта. Очевидно, что в соответствии с предположением ординалистской теории полезности («больше — лучше, чем меньше») любой набор товаров из квадранта П предпочтительнее набора товаров из квадранта 1. По этой же причине любой набор товара А из квадранта1У предпочтительнее любого набора из квадранта Ш. Следовательно, все наборы товаров, имеющие равный с набором А уровень полезности, должны лежать в квадрантах П и 1У. Иными словами, кривая безразличия имеет отрицательный наклон. Это обстоятельство вполне понятно — ведь чтобы сохранить тот же общий уровень полезности набора благ при уменьшении потребления товара X, потребитель должен компенсировать это уменьшение увеличением потребления товара Y.
Рассмотрение кривой безразличия позволяет сделать еще один вывод: все точки, лежащие выше данной кривой безразличия характеризуют наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, чем лежащие на этой кривой безразличия, а точки, лежащие ниже данной кривой безразличия — наборы, имеющие более низкий уровень полезности.
|
|
Свойство 2. Две кривые безразличия не могут пересекаться.
|
Предположим, что две кривые безразличия пересекаются в точке А (рис.4.5).
Тогда (по определению кривой безразличия): В=А, С=А. В соответствии с правилом транзитивности В=С. Но это неверно, так как В>С. Следовательно, две кривые безразличия не могут иметь общую точку, так как один набор товаров не может характеризоваться двумя различными уровнями полезности.