Путь христианской жизни

Человек обладает нравственной свободой, т.е. имеет власть располагать своими внутренними и внешними действиями: или — согласно предложенной Богом для блага человека цели (богообщение, жизнь в Боге, обожение), или — по своему усмотрению, т.е. согласно иной цели, им самим для себя, независимо от Бога, поставленной. Бог, сотворив из небытия человека и устроив его существо (по образу и подобию Своему для его блага), предоставил его самому себе, чтобы делал что хочет с собой и с дарованными ему силами и способностями. Премудрый Сирах так сказал об этом: "Сам изначала сотвори человека и остави его в руце произволения его" (Сир. ХV, 14).

Своими мыслями, чувствами и желаниями и соответствующими им действиями распоряжается сам человек.

О существе свободы человека так говорит еп. Феофан Затворник: "Требования поступают к человеку с разных сторон, и со вне и изнутри, но, при всей силе их, самого действия, внушаемого ими, никогда не бывает до тех пор, пока не последует сознательного решения на него от самого человека. В сем решении или согласии на дело и состоит существо свободы. Насильно не может исторгнуть его никакая сила. Одно слово: "Не соизволяю" — обезоруживает всякую власть и всякое насилие" (См. по этому вопросу рассуждение св. Димитрия Ростовского о хульных помыслах).

Спаситель, пришедши на землю, не лишает и не связывает человеческой свободы, а призывая к чему-либо, всегда предполагает наличие возможности свободного выбора ("аще хощет по Мне идти"..., "аще хощеши совершен быти" и т. п.). Не насильно входит Господь в нашу душу, а стучит, зовет, ждет — откроется ли ему душа.

Св. Иоанн Златоуст так говорит по этому поводу: "Бог дал нам власть избирать худое и доброе, чтобы мы были добры свободно. Душа, как царица над самой собою и свободная в своих действиях, не всегда покоряется Богу, а Он не хочет насильно и против воли сделать душу добродетельной и святой. Ибо где нет произволения, там нет и добродетели. Надобно убедить душу, чтобы по своей воле она сделалась доброй"...

Перед человеческой свободной волей стоит выбор: воля Божья или воля своя (своеволие). Воля Божья ставит цель (обладание всем, в Боге) и в случае выбора этой цели человеком — дает средства и помощь для ее достижения, ограждая человеческую свободу от соблазнов, приводящих к потере этой свободы. В случае отвержения человеком предложенной цели и желания идти своим путем к своим целям — "Господь не мешает ему Своей помощью", предоставляя человеку желанную ему и ни в чем не ограниченную и ничем не огражденную свободу от Бога, без Бога, которая приводит человека к рабству греха, рабству своего собственного своеволия.

Абсолютной свободы уничтожить Себя (т.е. уничтожить божественную Свободу, Любовь, Истину, Добро, Красоту) — Бог человеку не дает. Абсолютная свобода только у Бога, а у человека она может быть только тогда, когда он будет жить целиком в Боге. Только подчиняясь воле Божией — свобода человека становится все более и более неограниченной, вечно приближаясь к абсолютной свободе Бога.

"Если свободен человек" — спрашивает св. Тихон Задонский, — "то ему можно делать все, что хочет?" И отвечает: "Нет, не в том свобода, чтобы жить своевольно. Это не столько свобода, сколько рабство — истое, тяжкое. Непокорные Богу подпадают под тяжкое иго мучителя — диавола и греха, делаются беднейшими пленниками страстей и состоят под клятвой законною...".

"Все мне позволительно" — говорит ап. Павел. — "но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1Кор.6:12). Обладать человеком может и должен только Бог.

Таким образом сам собою намечается путь, который христианин свободно выбирает, чтобы выполнить свое высокое в мире назначение, а именно — путь воли Божьей.

Один Бог может нам указать путь к истинному благу, потому что Он Один только знает — что есть для нас истинное и наивысшее благо и какой путь ведет к нему.

Бог не только знает несоизмеримо больше, чем человек, но и любит человека несоизмеримо больше, чем может любить себя сам человек. Поняв это — христианин не может не любить Бога больше, чем самого себя. Это и есть основная истина христианской нравственности: следует любить Бога больше чем себя (первая, большая заповедь Христа); тогда сможешь любить ближнего — как себя (вторая заповедь Христа, подобная первой). "На сих двух заповедях утверждаются закон и пророки" — сказал Спаситель (Мф.22:39). Все остальные заповеди и призывы Божьи — только изъяснения и уточнения основных.

Рабство Богу — есть истинная и величайшая для человека свобода. Бог есть Любовь, Истина, Добро, Красота и Свобода. Рабство Богу — есть "рабство" (т.е. полная преданность) Любви, Истине, Красоте и Свободе. Свобода же от Бога (т.е. свобода от свободы) — есть величайшее рабство.

"Все зло происходит от того," — говорит св. Василий Великий, — "что оставляют великого и истинного Царя всех и Бога... и хотят лучше властвовать вопреки Господу, нежели сами быть под властью у Господа".

Источник всякого нечестия, согласно неложному Слову Божию, есть богозабвение и отступление от Бога (Второзак.32:15-18).

Полная отдача своей свободы Богу — есть жертва, самая большая, какую только может принести человек и самая угодная Богу.

Памятуя, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы, всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16), — христианин, в безконечной ответной благодарной любви к Богу, в ответ на Его жертву, приносит свою жертву, "лепту вдовицы", — все что он имеет: свою свободу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: