Технологическое решение процесса поступления товаров на склад зависит:
• от вида транспортных средств, доставивших груз;
• объема, веса и габаритов товаров;
• вида тары и упаковки.
Товары на склады могут поступать:
• в крытых одиночных вагонах, секциях (группе нагонов), в которых перевозятся тарно-штучные, насыпные, навальные грузы, мелочевка;
• в полувагонах и платформах (длинномерные, крупногабаритные грузы, лесоматериалы, шифер и др.);
• в цистернах (жидкие товары);
• в контейнерах до 5, 10, 20 и 30 т и более.
Железнодорожным транспортом от поставщиков на базы поступает более 80% грузов. Разгрузкой занимается экспедиционная служба, получив информацию о прибытии груза. Железнодорожный транспорт может разгружаться на путях железной дороги или на подъездных путях базы, на разгрузочных рампах складов.
Вагоны, поданные под разгрузку, осматриваются грузополучателем, проверяется целостность пломб, вагона, правильность их навешивания и оттиска, соответствие данным указанным в накладной. Такой порядок соблюдается и при контейнерных поступлениях.
|
|
Грузы, поступившие в открытом подвижном составе, сверяются с данными сопроводительных документов. Груз может быть за пломбой грузоотправителя или станции отправления. Если груз поступил за пломбой станции отправления, то он принимается в присутствии весовщика железной дороги. При нарушениях пломб вагона, режима транспортирования, сроков доставки, повлекших недостачу и порчу, составляется коммерческий акт.
Отдельные тарные места принимаются при ненарушенной упаковке по весу брутто и количеству тарных мест. Груз раскредитовывается представителем грузополучателя (при наличии у него доверенности). На железнодорожной накладной ставится штамп о выдаче груза. Разгрузка транспортных средств может проводиться вручную и с помощью средств механизации.
Груз может поступить пакетированным и непакетированным. Если груз пакетирован, погрузчики работают, въезжая в вагон. Если груз прибыл в контейнере, то он снимается и устанавливается краном на рампу. С помощью электропогрузчиков груз перемещается в зону приемки. Если груз непакетированный, то вручную формируются пакеты, которые затем также транспортируются погрузчиками в зону приемки. Для разгрузки полувагонов, платформ с крупногабаритным грузом выделяются специальные площадки, оборудованные козловыми кранами.
Автомашины разгружаются у разгрузочных рамп, как правило, с предварительной укладкой товаров на поддоны, а затем используется электропогрузчик для доставки их в зону приемки.
Сыпучие товары разгружаются ковшовыми погрузчикамиили специальными транспортерами, механическими лопатами.
|
|
При разгрузке следует обращать внимание на особую маркировку грузов "Не кантовать", "Осторожно" и другие символы. В процессе разгрузки обязательно осуществляется приемка по количеству единиц, тарных и грузовых мест. Схема технологических операций по поступлению товара представлена на рис. 4
Процесс выгрузки должен быть организован так, чтобы создавался односторонний фуропоток без встречных перевозок. Поэтому разгрузочные платформы (рампы) целесообразно располагать с одной стороны склада.
Поскольку железная дорога уведомляет базу о прибытии груза не позднее 12 ч следующего дня, база должна заранее предусмотреть разгрузочные площади, подготовить подъемно-транспортные средства с тем, чтобы исключить сверхнормативные простои подвижного состава, за которые уплачиваются большие штрафы.
Рис. 4. Технологические операции по поступлению товаров на склад
Вагоны и автомобили разгружаются с помощью электропогрузчиков.
Железнодорожные и автомобильные контейнеры вначале снимаются с транспортных средств на рампу с помощью тельфера (электротали), мостового крана или автопогрузчика. Затем используют электропогрузчики, электротележки различной грузоподъемности для доставки товаров в зону приемки или хранения. С учетом специфики работ могут быть использованы и другие средства механизации. Склады должны иметь в обороте необходимое количество поддонов для пакетирования прибывающих грузов.