Приемка товаров по качеству осуществляетсяна основанииИнструкции о порядке приемки товаров производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (П-7).
Проверяется качество и комплектность путем сопоставления с требованиями ГОСТов, ТУ, а также путем проверки соответствия утвержденным образцам (эталонам).
Первый этап приемки включает приемку от органов железнодорожного транспорта, второй — приемку на складе товарополучателя.
Если сроки приемки по качеству не оговорены в договоре, ГОСТах, ТУ, то товар по качеству и комплектности принимается в следующие сроки (с момента их поступления на склад):
при одногородней поставке (по скоропортящимся товарам — 24 ч, по остальным—10 дней);
при иногородней поставке (по скоропортящимся товарам — 24 ч, по остальным — 20 дней).
Одновременно осуществляется приемка по качеству тары. Приемка товаров по качеству проводится товароведом-бракером совместно с материально ответственным лицом. Рабочее место товароведа должно быть обеспечено инвентарем для проверки качества, ГОСТами, ТУ, эталонами и т. д. На некоторых базах могут создаваться специальные лаборатории по качеству.
Проверка качества и комплектности, как правило, осуществляется сплошным методом. Выборочная проверка с распространением результатов на всю партию может производиться лишь в случаях, если это оговорено в договоре, ГОСТе, ТУ.
Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные комплектные товары. Товары, не отвечающие требованиям, перемещаются в карантинные и другие камеры и принимаются на ответственное хранение. Поставщик обязан распорядиться этими товарами и возместить все расходы, связанные с оценкой их качества и хранением.
В случае обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки товаров или тары требованиям составляется односторонний акт лицами, осуществляющими эту приемку на складе. Далее приемка приостанавливается, и необходимо выполнить следующие требования:
• товар размещается отдельноот однородного;
• создаются условия для его сохранности;
• информируется поставщик (телеграммой,телефонограммой)
не позднее 24 ч, а по скоропортящимся товарам — сразу же после обнаружения несоответствия качества установленным требованиям.
Представитель иногороднего поставщика (изготовитель) должен явиться для окончательной приемки не позднее чем в 3-дневный срок, не считая времени на дорогу, после получения вызова.
Представитель одногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем на следующий день, по скоропортящимся товарам не позднее 4 ч после получения вызова.
Если представитель поставщика не явился или явка его в соответствии с условиями договора не обязательна, приемка производится с участием представителей органов, осуществляющих государственный контроль качества товаров (центры гигиены и эпидемиологии Министерства здравоохранения, центры стандартизации и метрологии Государственного комитетапо стандартизации, метрологии и сертификации), а также органов сертификации товаров, испытательных центров и лабораторий, аккредитованных Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации. Может быть выдано разрешение и на одностороннюю приемку.
Составляется акт в 3 экземплярах или акт экспертизы. Акт должен быть составлен в день окончания приемки, но не позднее утвержденных сроков. В акте четко описываются дефекты, недостатки, перечисляются основания, по которым товары переведены и низший сорт, забракованы. Должно быть квалифицированное заключение о причинах утраты качества товаров. К акту прикладываются все те документы, что и при количественной приемке плюс документы, удостоверяющие качество (сертификаты, соответствия, ветеринарные свидетельства, качественные удостоверения и т. п.), акт отбора образцов, проб, заключение по ним. Акт утверждается руководителем предприятия не позднее следующего дня после его составления. Если между продавцом и покупателем возникли разногласия при приемке товаров, покупатель обязан пригласить эксперта. Решение комиссии с экспертом — окончательное.
При обнаружении скрытых недостатков акт на товары с гарантийным сроком должен быть составлен в течение 5 дней с момента их обнаружения, но не позднее гарантийною срока службы. На товары, для которых нет гарантийного срока, акт составляется в течение 5 дней со дня обнаружения, но не позднее 4 месяцев с момента поступления товаров на склад. Пооперационная схема документального оформления приемки товара представлена на рис. 6.
Рис. 6. Пооперационная схема документального оформления приемки
Товаров
Акты об установлении расхождения в количестве или качестве поступивших товаров служат основанием для предъявления претензии поставщику.
В претензионном письме излагаются сущность претензии, ее основание и указывается требуемая сумма.
К нему прилагаются:
• расчет;
• акт о недостаче или недоброкачественности;
• счет-фактура;
• транспортный документ;
• акт отбора проб;
• договор и другие документы.
Претензия должна быть направлена поставщику в течение 1 месяца после составления соответствующего акта. Если недостача к порча товаров установлены в товаре, поступившем в оригинальной, ненарушенной упаковке изготовителя, то претензия направляется изготовителю товара. Претензия должна быть рассмотрена поставщиком (изготовителем) в течение месяца и результат сообщен грузополучателю.