Цель уборки – устранение всех источников загрязнения, выявление труднодоступных мест и неисправностей.
Должен бытьопределен порядок уборки-проверки, который позволит выявлять «корневые» (действительные) причины загрязнений и обеспечит их устранение. Члены рабочей группы проводят генеральную уборку помещений, тщательную уборку и чистку оборудования, осуществляют фиксацию неисправностей. Во время проведения работ выявляются труднодоступные для уборки и наблюдений места, источники проблем и загрязнений.
Члены рабочей группы устраняют неисправности и вырабатывают меры по их предотвращению.
После проведения этих работ вырабатываются правила проведения уборки рабочего места, помещения; чистки оборудования.
Рекомендуемые действия:
- наведение чистоты на рабочем столе и в помещении: удаление пыли, мусора и т.д.;
- подшивка и сдача в архив документов за предыдущий отчетный месяц;
- утилизация устаревших, отмененных и аннулированных документов;
- регулярная актуализация наглядной визуальной информации;
- проверка работоспособности телефонных аппаратов, оргтехники, проводки, офисной мебели.
Этап 4. Стандартизация.
Цель – добиться регулярного выполнения первых трех шагов посредством стандартизации процессов обработки информации, процедур разработки документов и их ведения, форм документов, а также форм, служащих для поддержания порядка и чистоты на рабочих местах.
Должныбыть зафиксированы в письменном виде процессы выполнения работ, а также правила хранения документов, уборки рабочих мест и помещений, и т.п.; проведена максимальная визуализация представления правил (рисунки, схемы, пиктограммы, указатели, цветовое кодирование); проведена стандартизация и унификация всех обозначений (размер, цвет, изображение символов и т.п.); разработаны операционные стандарты и должностные инструкции.
Рекомендуемые действия:
- разработка стандартов – примеры представлены на рисунках: Рис. 22 Стандарт работы с оргтехникой; Рис. 23 Стандарт работы, управления офисом; Рис. 24 Стандарт рабочего места/стандарт уборки; Рис. 25 Стандарт операционной деятельности;
- определение методов работы: разработка информационных карт (Рис. 26) и структурных графиков (Рис. 27);
- разработка должностных инструкций для всех ИТР и служащих.
Все приведенные в примерах стандарты являются рекомендуемыми. На каждом предприятии подход к внедрению системы 5 S должен быть своим.