По учебной дисциплине. Экзаменационные материалы

Экзаменационные материалы

ОП.02. Психология

050146 Преподавание в начальных классах

среднего профессионального образования


Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах базовой подготовки программы учебной дисциплины ОП.02. Психология

Разработчик(и):

ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж, преподаватель, Устьянцева И.Ю.


Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием формы экзамена. Оценка освоения дисциплины предусматривает использование отметочной системы Во время экзамена студенты представляют ответ на теоретический вопрос, решение практического задания или исследовательскую работу. I ПАСПОРТ Назначение: КОМ предназначены для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины название по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах базовой подготовки Умения У1 - применять знания психологии при решении педагогических задач; У2- выявлять индивидуальные и типологические и личностные особенности человека. Знания З1- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой, З2 - основы психологии личности; - закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; З3 - возрастную периодизацию; З4 - возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; З5 - особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; З6 - групповую динамику; З7 - понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; З8 - основы психологии творчества. II ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ. 2.1Теоретические вопросы для экзамена 1.Психология как наука. Этапы развития психологии. Методы психологического познания человека. Какова связь психологии с педагогической наукой и практикой? 2. Природа психики: понятие, функции и структура. Какова связь психики с ВНД?Как может учитывать педагог в работе с младшими школьниками связь психики с ВНД? 3. Факторы и движущие силы психического развития. Каковы подходы к соотношению факторов психического развития в отечественной и зарубежной науке. Как педагог может учитывать факторы психического развития при работе с младшими школьниками? 4.Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в психолого-педагогической науке. Каково соотношение понятий «зона ближайшего развития» и «уровень актуального развития». Каковы признаки развивающего обучения? 5. Законы, закономерности и механизмы психического развития. Как педагогу учитывать закономерности психического развития при организации образовательного процесса? 6.Анализ подходов к периодизации психического развития в отечественной и зарубежной науке. Ведущая деятельность, центральные новообразования, социальная ситуация развития от 0-17 лет. Как педагог может учитывать возрастные доминанты младшего школьного возраста при организации образовательного процесса? 7.Деятельность как способ бытия человека. Структура деятельности. Каковы условия, влияющие на успешное формирование умений и навыков? 8.Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника: структура и содержание. Каковы эффективные условия формирования учебной деятельности младшего школьника? 9.Ощущение как познавательный процесс: виды, свойства, законы. Какие особенности ощущений проявляются у младших школьников? 1. 10. Восприятие как чувственный уровень познания. Классификация видов восприятия. Характеристика основных свойств восприятия. Как учитывать особенности восприятия у младших школьников на уроках в начальной школе? 2. 11. Понятие о внимании, его своеобразие и функции. Виды внимания и свойства внимания, их характеристика. Методы диагностики внимания у младших школьников. Каковы основные приемы привлечения и сохранения внимания на уроке? 3. 12. Память, ее значение в жизни и деятельности человека. Процессы, виды памяти, их характеристика. Индивидуальные различия памяти. Особенности памяти у младших школьников. Методы диагностики памяти у младших школьников Как учитывать данные особенности при работе с младшими школьниками? 4. 13. Мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности. Его роль в жизни и деятельности человека. Виды мышления, их классификация и отличительные особенности. Каковы особенности проявления видов мышления у младших школьников? Каковы методы и приемы развития мышления у младших школьников? 5. 14. Мыслительные операции и формы мышлении, их характеристики. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности. Каковы особенности развития мыслительных операций у младших школьников? Как учитывать особенностей мышления при организации учебной деятельности на уроке? 6. 15. Воображение, его значение и функции. Виды воображения, их своеобразие. Приемы создания новых образов. Каковы особенности развития воображения у младших школьников? Каковы методы и приемы развития воображения у младших школьников? 7. 16."Индивид", "личность", "индивидуальность" как понятия, характеризующие человека, их соотношение в психологии. Пол как индивидная характеристика. Как учитывать гендерные особенности в образовательном процессе в начальной школе 17. Анализ зарубежных и отечественных подходов к пониманию структуры и развития личности в психологии. Подробная характеристика одного подхода (на выбор). Какова необходимость изучения будущими педагогами различных подходов к пониманию развития личности? 8. 18.Учение о темпераменте и его типах в психологии. Конституционные типологии. Тип ВНД и темперамент. Психологическая характеристика типов темперамента. Как учитывать типы темперамента в учебно-воспитательной работе в начальной школе? 9. 19.Общее понятие о характере. Его взаимосвязь с темпераментом. Структура и классификация черт характера. Каковы условия формирования положительных черт характера у младших школьников? 10. 20.Способности человека, их взаимосвязь с деятельностью. Задатки, склонности и способности: соотношение понятий. Виды способностей, их классификация. Уровни развития способностей. Каковы условия развития способностей у младших школьников? 11. 21.Общее понятие об эмоциях и чувствах. Внешнее выражение эмоций. Формы эмоциональных состояний, их своеобразие и характеристика. Высшие чувства, их своеобразие и классификация. Каковы особенности развития и проявления эмоций у младших школьников? 12. 22.Воля, ее значение в жизни и деятельности человека. Психологическая структура сложного волевого действия. Характеристика волевых качеств личности. Каковы особенности развития и проявления воли у младших школьников? 13. 23. Составляющие мотивационно-потребностной сферы личности. Ведущие мотивы и потребности у младших школьников. Каковы способы изучения и формирования учебно-познавательной мотивации у младших школьников? 14. 24.Самосознание личности, его составляющие. Самооценка, виды самооценки. Особенности самооценки младшего школьника. Каковы способы изучения и формирования самооценки у младших школьников? 15. 25. Общее понятие об общении, стороны, средства, виды и функции общения. Развитие форм общения в дошкольном и младшем школьном возрасте. Особенности общения у младшего школьника. Каковы педагогические условия формирования коммуникативных умений у младших школьников? 26. Понятие, структура и групповые процессы в малой социальной группе. Каковы задачи и способы развития группы, межличностных отношений в учебной группе младших школьников? 27. Школьная, социальная дезадаптация: понятие, структура и причины. Психологическая готовность ребенка к школе как фактор успешной школьной адаптации младших школьников. Каковы оособенности предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации младших школьников? 28. Девиантное поведение: понятие, виды, причины и специфика проявления у младших школьников. Какова стратегия педагогической работы по профилактике и коррекции девиантного поведения у младших школьников? 2.2 Практические задания для экзамена Инструкция для обучающихся Внимательно прочитайте формулировку задания. Составьте свой ответ, тезисно запишите его на бланке ответа. Время выполнения задания – 30 мин. Примеры практических заданий для подготовки к экзамену по психологии Ситуация 1. У Маши (9 лет) интерес к математике низкий, постоянно отвлекается, допускает много ошибок. Сформулируйте проблему на основе анализа ситуации. В чем проявляются особенности учебной мотивации у данного ребенка? К какой группе трудностей в обучении можно отнести данный пример? Определите причины и критерии успешности решения проблемы. Предложите возможные варианты решения проблемы (методы обучения и воспитания), сформулируйте рекомендации учителю/родителям. Ситуация 2. «Мой сын Миша (8 лет), — говорит мама, — почти совершенство. Но на людях он всегда молчит. Я стараюсь это оправдать перед своими знакомыми какими-то причинами, мол, Миша устал, торопится домой и т. д., но все же замкнутость сына меня настораживает. Когда он дома — все в порядке, а на людях сразу же уходит в себя. Посоветуйте, что делать?». Сформулируйте проблему на основе анализа ситуации. В чем проявляются особенности характера, общения данного ребенка со сверстниками и взрослыми? Определите причины и критерии успешности решения проблемы. Предложите возможные варианты решения проблемы (методы обучения и воспитания), сформулируйте рекомендации учителю/родителям Ситуация 3. Молодой учитель начальных классов говорит: - Дети меня не слышат, шумят, постоянно отвлекаются, ничего не могут запомнить, говорят, что им не понятно. Что делать? Сформулируйте проблему на основе анализа ситуации. В чем проявляются особенности внимания и памяти у младших школьников? Определите внешние и внутренние причины возникновения данной ситуации, а также и критерии успешности решения проблемы. Предложите возможные варианты решения проблемы (методы обучения и воспитания), сформулируйте рекомендации учителю. Ситуация 4. Ученик 3 класса жалуется преподавателю, что десять раз прочитал текст параграфа и ничего не смог запомнить. Сформулируйте проблему на основе анализа ситуации. В чем проявляются возрастные и индивидуальные особенности памяти у младших школьников? Определите внешние и внутренние причины возникновения данной ситуации, а также и критерии успешности решения проблемы. Предложите возможные варианты решения проблемы, сформулируйте рекомендации учителю. 2.3 Примерная тематика исследовательских работ к экзамену по психологии 1. Внимание младшего школьника, учет особенностей внимания у младших школьников на уроках в начальной школе. 2. Память младшего школьника, учет особенностей памяти у младших школьников на уроках в начальной школе. 3. Мышление младшего школьника, учет особенностей мыслительной деятельности у младшего школьника при организации образовательного процесса. 4. Воображение младшего школьника. Развитие воображения младших школьников в образовательном процессе. 5. Восприятие и ощущения младшего школьника, учет особенностей восприятия у младших школьников на уроках в начальной школе. 6. Гендерные различия в интеллектуальной, личностной и поведенческой сферах у младших школьников. Способы работы учителя с учетом гендерных особенностей в младшем школьном возрасте. 7. Учет индивидуально-типологических особенностей личности младших школьников при организации образовательного процесса 8. Развитие творческих способностей у младших школьников в образовательном процессе. 9. Эмоции и чувства младшего школьника: основные характеристики, способы диагностики и развития. 10. Воля младшего школьника: основные характеристики, способы диагностики и развития. 11. Мотивация учения младшего школьника, способы диагностики и формирования. 12. Самооценка младшего школьника: проявления, способы диагностики и развития. 13. Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками у младших школьников. 14. Развитие межличностных отношений в младшем школьном возрасте с учетом закономерностей групповой динамики. 15. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками у младших школьников. 16. Психологический портрет младшего школьника с позиции различных теории личности: стратегия развития. 17. Психологический портрет современного ребенка младшего школьного возраста. Общая стратегия педагогической работы с младшими школьниками. 18. Умение учиться, пути его формирования в работе с младшими школьниками. 19. Психологические основы предупреждения и коррекции школьной дезадаптации младших школьников 20. Психологические основы предупреждения и коррекции девиантного поведения младших школьников. 21. Агрессивное поведение младших школьников, способы изучения, профилактики и преодоления. 22. Гиперактивное поведение младших школьников, способы изучения и коррекции. 23. Школьная тревожность младших школьников, способы изучения, профилактики и коррекции. 24. Трудности в обучении младших школьников: характеристика и способы преодоления. 25. Психологическая готовность ребенка к школе: структура, способы диагностики и формирования. Требования к исследовательской работе: Исследовательская работа посвящена одной из актуальных проблем современной психологии. Тему данной работы студент выбирает самостоятельно из перечня предложенных, а также может сформулировать свою. Содержание работы выстраивается в логике разрешения выявленной проблемы исследования. Общая структура работы: введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы, приложения. Обязателен выход на обоснование выбора методов, приемов разрешения выявленной проблемы (методов, приемов обучения и воспитания). Способы оформления практической части исследовательской работы могут быть различными: презентация, сборник, буклет, психологическая газета, журнал, видеосюжеты и др. Исследовательская работа представляется в устной форме на экзамене. Требования к оформлению Текст работы должен быть набран на компьютере. Объем текста не должен превышать 20 печатных страниц. В приложении следует поместить диагностический, иллюстративный материал, выполненные рефлексивные задания, таблицы, схемы по выбранной теме. Список литературы должен содержать не менее 12-15 источников (включая периодические издания, справочную литературу и т.п.) и оформлен в соответствие с существующими требованиями. Требования к содержанию работы. При написании работы следует: - уделить внимание рассмотрению различных авторских подходов к изучаемой проблеме (при ответе следует сформулировать свое отношение к заявленным подходам); - представить проблему с точки зрения установления интегративных (межпредметных и внутрипредметных) связей с такими дисциплинами как: философия, педагогика, физиология и др.; - рассмотрение различных аспектов проблемы на теоретическом уровне должно подкрепляться примерами, конкретными фактами, описанными в психолого-педагогической литературе или представленными в жизненном опыте самого студента. Требования к выступлению. Время собеседования ограничено 7 – 10 минутами. После завершения выступления студент должен быть готов к собеседованию с экзаменатором и ассистентом по заявленной проблеме (проблемам). В заключении выступающий должен определить значимость (с позиции личностного и профессионального саморазвития) выбора соответствующей формы сдачи экзамена по дисциплине. Собеседование заканчивается самооценкой и экспертной оценкой (согласно заявленным критериям и показателям) КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ на экзамене

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: