Содержание дисциплины

«Столетье безумно и мудро» (А.Н.Радищев). Характеристика общекультурных, экономических и социально-политических отношений в России 18 века.

Усиление внимания к познавательной и воспитательной функциям литературы; ведущая роль писателя и книги в развитии философской, социальной и эстетической мысли России.

Борьба передовых писателей за развитие национального самосознания русского народа. Рост демократических и освободительных идей. Утверждение внесословной ценности личности, обличение злоупотреблений властью, мечта о социальной гармонии, равенстве всех членов общества перед законом. Отражение в литературе основных жизненных (моральных, социально-этических, социальных) конфликтов эпохи, меняющийся характер их разрешения. Радикализация общественной мысли в связи с крестьянскими волнениями в России и революционными событиями на Западе. Кризис просветительской идеологии, формирование антикрепостнической морали, тема «вольности святой» в русской литературе 18 века.

Основные закономерности и динамика историко-литературного развития. Формирование новых литературных направлений (классицизма, сентиментализма, предромантизма). Роль сатирической литературы 18 в. в генезисе реализма. Сложность литературного процесса: неоднонаправленный характер развития; борьба литературных направлений; взаимодействие различных методов и стилей, их проявление в творчестве Ломоносова, Фонвизина, Державина, Радищева, Карамзина.

Становление новой жанрово-стилевой системы и основные пути её эволюции. Изменения в области стихосложения, в соотношении стихотворных и прозаических форм художественного творчества. Ведущие тенденции в развитии русского литературного языка.

Литература переходного периода (конец 17 – первая четверть 18 века).

Экономические и общественно-политические преобразования петровского времени. Борьба вокруг реформ Петра 1. Оценка личности и деятельности русского царя-реформатора в работах писателей и учёных 18-20вв.

Формирование нового типа общественного сознания, устремлённость к «общей пользе», «народному благу». Просвещение, наука и искусство первой четверти 18в. Процесс «обмирщения» литературы, его философско-эстетические основы. Столкновение традиционного и нового в художественном мышлении эпохи. Проблема русского барокко, характеристика «петербургского» этапа в его развитии. Изменения в литературном языке: разрушение системы письменного двуязычия, начало образования единого национального языка.

Журналистика и публицистика, их роль в идейной борьбе эпохи. Первая печатная газета «Ведомости». Пропаганда новых норм поведения человека в обществе («Юности честное зерцало»). Сочинения исторического и политического характера. Путевая литература и её значение в процессе «европеизации» русской жизни («Путешествие стольника П.А.Толстого по Европе»).

Рукописная повествовательная литература. Переделки произведений древнерусской прозы. Переводные и оригинальные повести. Отражение в них бытовых черт и реалий петровского времени, основных конфликтов и противоречий эпохи. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском»: появление нового типа героя, особенности решения любовной темы, жанрово-композиционное своеобразие «Гистории», её связь с произведениями устного народного творчества, русской бытовой повестью 18в. и переводной беллетристикой. Традиционное и новое в «Истории об Александре, российском дворянине». «Повесть о Фроле Скобееве»: проблема времени создания произведения; новое в осмыслении судьбы человеческой, связей человека с родовым и национальным укладом жизни, в изображении героя времени.

Стихотворство. Освоение новых тем и форм в поэзии первой четверти 18 в. Появление песен и кантов нового типа. Торжественные панегирические стихи. Школьные вирши. Любовная и бытовая лирика: идейно-тематическое и художественное своеобразие, связь с традициями книжной и народной поэзии.

Театр и драматургия петровского времени. Школьный театр и его репертуар. Театр Натальи Алексеевны. Театр при «гошпитале» Бидлоо. Рост светского начала в драматургии и театральном искусстве. Попытки создания публичного общедоступного театра в России.

Народная литература. Лубочные картинки. Драма «Царь Максимильян». Исторические и солдатские песни. Причины двойственного отношения к личности и деятельности Петра1 в произведениях устно-поэтического творчества. Особенности взаимодействия народной и книжной литератур в переходный период.

Феофан Прокопович как государственный деятель и писатель петровского времени. Развитие традиций древнерусского ораторского искусства в творчестве Феофана Прокоповича. История и современность в трагедокомедии «Владимир». «Поэтика» Феофана Прокоповича (осмысление специфики искусства и поэзии, роль художественного вымысла, постановка проблемы соответствия содержания и формы и т.д.); значение этого трактата в становлении русской науки о литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: