Результаты послевоенного промышленного развития страны

Таким образом, приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение средств в ее пользу привели к углублению разрыва в производстве продукции групп «А» и «Б». Планы по развитию легкой и пищевой промышленности не выполнялись. Тем не менее, годы первой после­военной пятилетки стали временем начала массового выпуска ряда сложных потребительских товаров — легковых автомобилей «Победа» и «Москвич», мотоциклов, радиоприемников, телевизоров, существен­но преображавших облик городов и быт советских людей.

Восстановление промышленности и транспорта, новое индустри­альное и жилищное строительство привели к росту численности ра­бочего класса. Только за годы четвертой пятилетки ряды рабочих уве­личились на 11 млн. человек. Общая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве в 1950 г. достигла 27,7 млн. человек. Из них в промышленности трудились 15,3 млн., на стройках — 2,6 млн., на транс­порте — около 4 млн. Производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах, способствовал успешному выполнению планов четвертой пятилетки. Широкую изве­стность и поддержку в эти годы получили начинания токарей — ле­нинградца Г. С. Борткевича и москвича П. Б. Быкова (скоростное реза­ние металла); слесаря московского часового завода А. Я. Якушина; ткачих из Купавны М. И. Рожневой и Л. Ф. Кононенко (сокращение производ­ственных потерь); помощников мастеров предприятий московской легкой промышленности В. И. Волошина (повышение культуры про­изводства) и А. С. Чутких (движение за звание бригад отличного качества) и др.

Была проведена репатриация населения. Возвратили 5,2 млн. человек, из них 1,8 млн. чел. – пленных, 3,4 млн. чел. – угнанных фашистами в Германию мирных граждан.

Свой вклад в развитие народного хозяйства СССР внесли также многие сотни тысяч заключенных, спецпереселенцы (немцы, карачаевцы, калмыки и др., военнопленные. Трудом заключенных строились многие военные объекты, рудники, шахты, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, железная дорога Воркута—Салехард—Норильск, прокладывался тоннель под Татарским проливом на остров Сахалин. В Московской области прокладывались кольцевые бетонированные до­роги в радиусе 50 и 100 км от центра столицы общей протяженностью около 2 тыс. км для системы ПВО. В Башкирии и Иркутске возводи­лись крупнейшие нефтехимические комбинаты. Значительной была роль репараций, которых из побежденной Германии СССР получил на сумму 4,3 млрд. долларов. За счет репараций увеличили мощность электростанций на 32,5%, станкостроения – на 109%, автомобилестроения – на 85%, машиностроения и приборостроения - на 83%, тяжелого машиностроения – 85%. Из Германии и других побежденных стран в СССР вывозилось промышленное оборудование, включая целые заводские комплексы. В частности, получили технологии «Сименс» и «Телефункен».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: