Определение интегрального потенциала предприятия

4.1 Распределяем коэффициент значимости каждого локального потенциала на общий потенциал предприятия, для чего выделяем основной (наиболее весомый) локальный потенциал, локальный потенциал средней значимости и менее значимый локальный потенциал.

Исходя из того, что сумма всех коэффициентов значимости локальных потенциалов должна составлять 1, распределяем их так, чтобы основной локальный потенциал получил максимальное значение коэффициента значимости, а менее значимый локальный потенциал – минимальное значение коэффициента значимости.

Например: в качестве локальных потенциалов для промышленного предприятия были выбраны производственный, экономический и финансовый потенциалы. Как наиболее значимый для промышленного предприятия, производственный локальный потенциал получает значение коэффициента значимости равное 0,5, экономический локальный потенциал, имеющий среднюю значимость, получает значение 0,3, а финансовый локальный потенциал, как менее значимый получает 0.2. (0,5+0,3+0,2 = 1).

В результате данного этапа заполняется табл. 4.

Таблица 4.1 – Определение коэффициентов значимости локальных потенциалов

Наименование локального потенциала Коэффициент значимости
1-й локальный потенциал  
2-й локальный потенциал  
3-й локальный потенциал  
Сумма коэффициентов значимости локальных потенциалов  

4.2 На данном этапе, для каждого локального потенциала и отобранных для их оценки показателей также производится распределение коэффициентов значимости по такому же принципу: показатель, в наибольшей степени влияющий на локальный потенциал, получает максимальный коэффициент значимости, а показатель, в наименьшей степени влияющий на локальный потенциал, получает минимальное значение. Сумма коэффициентов значимости показателей по каждому локальному потенциалу равна 1.

В результате данного этапа заполняется таблица 4.2

Таблица 4.2 - Определение коэффициентов значимости показателей, характеризующих локальные потенциалы предприятия

Наименование локального потенциала/показателя Коэффициент значимости
1-й локальный потенциал  
1-й показатель локального потенциала  
2-й показатель локального потенциала.  
3-й показатель локального потенциала.  
Сумма коэффициентов значимости 1-го локального потенциала  
2-й локальный потенциал  
1-й показатель локального потенциала  
2-й показатель локального потенциала.  
3-й показатель локального потенциала.  
Сумма коэффициентов значимости 2-го локального потенциала  
3-й локальный потенциал  
1-й показатель локального потенциала  
2-й показатель локального потенциала.  
3-й показатель локального потенциала.  
Сумма коэффициентов значимости 3-го локального потенциала  

4.3 На данном этапе производится расчет общего интегрального потенциала предприятия для чего значения показателей нашего предприятия будем сравнивать с эталонными значениями, в качестве которых могут выступать: эталонные значения для различных отраслей народного хозяйства из приложения В, нормативы по отрасли; средние значения по отрасли, значения показателя сильнейшего конкурента.

По результатам данного этапа заполняется таблица 4.3


Таблица 4.3 – Определение общего интегрального потенциала предприятия

Наименование локального потенциала или показателя Значение показателя на предприятии, Зп Эталонное значение показателя, Зэ →mах/min Оценка, О Коэф. знач., Кз. (из табл. 4.1 и 4.2) Взвешенная оценка, Ов
1-й локальный потенциал            
1-й показатель локального потенциала            
2-й показатель локального потенциала.            
3-й показатель локального потенциала.            
Значение 1-го локального потенциала           З1=
2-ой локальный потенциал            
1-й показатель локального потенциала            
2-й показатель локального потенциала.            
3-й показатель локального потенциала.            
Значение 2-го локального потенциала           З2=
3-й локальный потенциал            
1-й показатель локального потенциала            
2-й показатель локального потенциала.            
3-й показатель локального потенциала.            
Значение 3-го локального потенциала           З3=
Общий интегральный потенциал, П           П =

В колонку «Значение показателя на предприятии» заносится или численное значение рассчитанного по предприятию показателя или значение, выраженное в баллах согласно приложению В.

В колонку «Эталонное значение показателя» заносится эталонные значения для различных отраслей народного хозяйства из приложения В (либо значение норматива данного показателя по отрасли; среднее значение данного показателя по отрасли, значения данного показателя у сильнейшего конкурента).

В колонке «→mах/min» указывается к какому значению стремиться данный показатель. Если чем больше значение данного показателя, тем лучше для предприятия, то ставиться «→mах» (например показатель «фондоотдача» – чем больше, тем лучше), если же чем меньше значение показателя, тем лучше для предприятия, то ставиться «→min» (например показатель «материалоемкость» - чем меньше, тем лучше).

Для заполнения колонки «Оценка» производится расчет по следующим формулам:

а) для показателей, определенных «→mах»:

б) для показателей, определенных «→min»:

Для заполнения колонки «Коэффициент значимости» берем значения из табл. 4.1 для локальных потенциалов и из табл. 4.2 – для показателей, локальный потенциалов.

Для заполнения колонки «Взвешенная оценка» перемножаем рассчитанную оценку для каждого показателя на его коэффициент значимости по формуле:

Для того чтобы определить значение каждого из локальных потенциалов (З1, З2, З3 соответственно) суммируем взвешенные оценки по каждому из локальных потенциалов:

Теперь определяем значение общего интегрального потенциала используя полученные значения каждого из локальных потенциалов и их коэффициенты значимости:

где Зс – значение i-того локального потенциала;

Кз – коэффициент значимости i-того локального потенциала.

Анализ полученных значений потенциала позволяет дать оценку потенциалу предприятия согласно градации табл. 4.4

Таблица 4.4 – Градации распределения предприятий на основе рассчитанного общего интегрального потенциала.

Величина потенциалу, П Характеристика предприятия
больше 1 Предприятия, имеющие высокий потенциал, позволяющий им за счет собственных возможностей и имеющихся ресурсов повышать показатели производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
=1 Предприятия со средним потенциалом, которого недостаточно для развития, а также для обеспечения стабильной деятельности предприятия в кризисный период, поскольку имеют ограниченные собственные возможности.
меньше 1 Предприятия, имеющие низкий потенциал, не позволяющий им обеспечить развитие без привлечения значительных заемных ресурсов.

4.4 После расчета потенциала, его необходимо отобразить графически на радаграмме (рис. 4.1), по оси которой откладываются взвешенные оценки каждого из локальных потенциалов, которые потом соединяются прямыми линиями. Эталонные значения потенциала откладываются на каждой оси в значении «1».

Полученная фигура будет графическим методом отображать потенциал предприятия. Чем больше площадь фигуры, тем больше потенциал предприятия.

- потенциал предприятия

- эталонный потенциал.

Графический анализ потенциала позволяет системно установить количественные и качественные связи между отдельными элементами потенциала, уровень его конкурентоспособности и на этой основе своевременно обосновать и реализовать управленческие решения по повышению эффективности функционирования предприятия.

Форма фигуры на рисунке может быть двух типов.

Первый тип - фигура правильной формы, или максимально близкая к ней. В этом случае предприятие имеет сбалансированный потенциал.

Другой тип - фигура имеет искривленную, ломаную форму, причиной которой может быть увеличенное значение элементов потенциала по одной или нескольких осях (дисгармония составных).

Если на предприятии форма потенциала представляет собой вторую форму, то данное предприятие имеет необходимость в немедленных преобразованиях, которые должны быть направлены на улучшение сбалансированности элемента потенциала предприятия.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеенко В. Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. — М: Экономика, 1989. — 240 с.

2. Адимбаев Т. А. Экономический потенциал и эффективность его использования. — Алма-Ата: Наука, 1990. — 369 с.

3. Григорьев В. В., Островкин И. М. Оценка стоимости предприятий: имущественный подход. — М.: Дело, 1998. — 224 с.

4. Иванов, Левина, Михалъская и др. Производственный потенциал: обновление и использование. — К.: «Наукова думка», 1989. — 254 с.

5. Интеллектуальная собственность в Украине: правовые основы и практика. — Науч.-практ. изд.: В 4-х т. / Под общ. ред. А. Д. Святоцкого.

6. Оценка интеллектуальной собственности: бухгалтерский учет и налогообложение / О. Б. Бутник-Сиверский, А. П. Гавриленко, С. А. Довгий и др.; под ред. О. Б. Бутник-Сиверского, А. Д. Святоцкого. — К.:1нЮре, 1999, —384 с.

7. Мендрул А., Пузш Ф., Галкин И., Скринько С. и др. Учеб. пособие для подготовки к сдаче квалификационного экзамена по экспертной оценке имущества, недвижимости, имущественных и неимущественных прав, бизнеса, техники и оборудования (категории А, В, С). — К.: Консалтинговая фирма «Эксперт-Л», 2000. — 323 с.

8. Міжнародні стандарти оцінки: принципи, стандарти та правила. / Під ред. Драпіковського О., Іванової І. — К.: УКРелс, 1999. — 105 с.

9. Одегов Ю. Г. и др. Трудовой потенциал предприятия: пути эффективного использования / Ю. Г. Одегов, В. Б. Бычин, К. Л. Андреев; под ред. Н. А. Иванова. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991.—172 с.

10. Олексюк О. І. Управління потенціалом акціонерних товариств // Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата еко­номічних наук. — К., 2001.

11. Рєпіна І. М. Підприємницький потенціал: методологія оцінки та управління // Вісник Української Академії державного управління при Президентові України. —-1998. — № 2. — С 262—271.

12. Синица В. Г. Производственный потенциал предприятия и эффективность его использования // Экономика промышленного производства, Республиканский межведомственный сборник научных трудов. — Минск. — 1992. — Вып. 21. — С. 73—78.

13. Федотова М. А., Уткин Э. А. Оценка недвижимости и бизнеса. — М.: «Тандем», «Экмос», 2000. — 352 с.

14. Федонін О. С., Рєпіна І. М., Олексюк О. І. Потенціал підприємства: формування та оцінка: Навч.- метод. посібник для самост. вивч. дисц. — К.: КНЕУ, 2005. – 261 с.

15. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Градова. — 3-е изд., испр. — СПб.: Спец-Лит. — 2000. — 589 с.


Приложение А

Вопросы для экзамена

(теоретические вопросы для выполнения курсовой работы)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: