Решение о войне против США, Англии и Голландии

Решение вопроса о войне или мире должно было быть принято приблизительно в первой декаде ок- тября. Этот срок приближался, однако переговоры с Со- единенными Штатами затягивались.

На совещании, состоявшемся 25 сентября, представи- тели главного командования армии и флота обратились к правительству с важным заявлением. Суть его была та- кова: правительство, действуя в соответствии с приняты- ми «основными положениями», вопрос о войне или мире должно решить не позднее 15 октября. Этот срок опреде- лялся как минимальный для завершения подготовки к войне к концу октября.

Это заявление, однако, застало премьер-министра Ко- ноэ врасплох. После окончания заседания он пригласил участвовавших в нем министров в свою резиденцию и спро- сил, настаивают ли они на своем заявлении. Военный ми- нистр Тодзио ответил: «Да, настоятельно просим. Но дело не в просьбе. Речь идет о том, что уже было решено на совещании в присутствии императора еще 6 сентября».


27 сентября военный министр Тодзио в беседе с морс- ким министром Оикава спросил последнего, что он ду- мает об имеющемся как будто намерении изменить ре- шение совета, принятое в присутствии императора. Оика- ва ответил, что он не склонен ставить вопрос об отмене решения, но, поскольку международная обстановка быс- тро меняется, существует опасность, что Япония преж- девременно бросится в пучину мировой войны.

6 октября состоялось совещание руководящего соста- ва армейского командования. На совещании был принят документ следующего содержания: 1) армия считает, что перспектив на благоприятный исход японо-американских переговоров нет, поэтому война неизбежна; 2) что каса- ется пребывания войск за границей, то условия их вывода остаются без изменений, включая формальные вопросы;

3) если министерство иностранных дел считает, что пер- спективы на достижение соглашения существуют, не воз- браняется до 15 октября продолжить переговоры.

7 октября между начальником генерального штаба Сугияма и начальником морского генерального штаба Нагано состоялось совещание, на котором было дос- тигнуто полное единство мнений, но по поведению мор- ского министра Оикава трудно было понять его наме- рения. Когда 9 октября на заседании совета Нагано со- бирался зачитать свой меморандум, морской министр Оикава прервал его. Тогда Нагано после заседания вру- чил министру иностранных дел меморандум, который гласил: 1. Затяжка переговоров создаст трудности в проведении военных операций. 2.Если проводить пе- реговоры, то с уверенностью в завершении.

14 октября состоялось очередное заседание кабинета министров, на котором впервые был поставлен вопрос о японо-американских переговорах. Полемика велась в ос- новном между военным министром и министром иност- ранных дел. Тодзио выступил против эвакуации войск из Китая и Французского Индокитая, на чем настаивало аме- риканское правительство, а также за прекращение японо- американских переговоров.

На этом же заседании Тодзио предложил премьер-ми- нистру Коноэ всем кабинетом подать в отставку. Это


предложение мотивировалось следующим образом: посколь- ку не представлялось возможным проводить в жизнь реше- ние от 6 сентября об «Основных положениях национальной политики империи», правительство, участвовавшее в под- готовке и принятии решения, должно нести ответственность и уйти в отставку. Пришедшее на смену новое правитель- ство будет ответственно за новое или повторное решение о национальной политике.

16 октября третий кабинет Коноэ в полном составе вышел в отставку.

На следующий день императорский указ на формиро- вание кабинета, вопреки ожиданию, был вручен Тодзио Хидэки.

После совещания высших армейских военачальников премьер-министр Тодзио в связи с чрезвычайным положе- нием занял пост военного министра1 и в то же время про- должал оставаться на действительной военной службе.

Военно-морским министром был назначен адмирал Симада Сигэтаро, министром иностранных дел и по со- вместительству министром колоний — Того Сигэнори, министром финансов — Кая Окинобу, президентом пла- новой палаты — Судзуки Тэйити и т. д.

Император еще при вручении указа о формировании кабинета потребовал от Тодзио обеспечить сотрудниче- ство между армией и флотом. Затем министр — храни- тель печати Кидо передал пожелание императора о том, чтобы Тодзио при определении общего политического курса не сковывал себя решением совещания от 6 сен- тября, глубоко изучил внутреннее и внешнее положение и в соответствии с этим трезво оценил обстановку. По- ложение императора о сотрудничестве между армией

1 Не только военного, но и министра внутренних дел. Остальные члены кабинета были подобраны из представителей высшей бюро- кратии с таким расчетом, чтобы сосредоточить в руках премьера мак- симум власти.

Японские историки правильно оценили формирование нового ка- бинета как «первый шаг на пути установления диктатуры». Тодзио —

генерал действительной службы, один из лидеров «партии войны» —

создал диктаторский режим, предназначенный для ускорения подго-

товки к войне и руководства войной.


и флотом было передано и бывшему военно-морскому ми- нистру Оикава.

23 октября состоялось первое совместное заседание нового кабинета и Ставки. Заседания эти проходили ежедневно до 30 октября, за исключением 26 октября, когда Тодзио и военно-морской министр выезжали из Токио, чтобы посетить храм Исэ. 29 октября присут- ствовавшие на заседании пришли к выводу, что перс- пектив на быстрое завершение японо-американских переговоров в соответствии с уже принятыми услови- ями нет. Был выработан окончательный проект ответа на памятную записку США от 2 октября (проект «А»).

1 ноября премьер-министр Тодзио внес на рассмотре- ние предложение о трех путях осуществления государ- ственной политики в соответствии с указанным проек- том «А»:

1) по возможности избегать войны и терпеть в связи с этим большие трудности;

2) немедленно принять решение вступить в войну и сосредоточить все политические и военные мероприятия в этом направлении;

3) в соответствии с решением вступить в войну завер- шить подготовку к военным действиям и одновременно продолжать переговоры, прилагая усилия для достиже- ния соглашения.

На заседании развернулись ожесточенные прения по вопросу о том, какое из этих трех предложений следует принять. В заключение дискуссии было решено оста- новиться на третьем предложении со следующими кон- кретными пунктами:

1) принять решение на вступление в войну против

США, Англии и Голландии;

2) завершить подготовку к войне с расчетом начать ее ориентировочно в начале декабря;

3) переговоры продолжать до 0 час. 1 декабря, если к указанному времени они закончатся успешно, вооружен- ные силы в действие не вводить.

Министр иностранных дел Того кроме уже выдвину- того проекта «А» выдвинул новый проект «Б» на случай, если осуществление первого не представится возможным.


Против проекта «Б» резко выступили начальник гене- рального штаба Сугияма и его заместитель Цукада под тем предлогом, что проект ограничивает проблему толь- ко южным направлением, в нем отсутствует пункт об урегулировании китайского инцидента, а в целом он пре- следует цель добиться непрочного, временного мира. Дело все же кончилось тем, что после внесения в проект

«Б» поправок он был принят.

5 ноября советом в присутствии императора были утвер- ждены следующие «Принципы осуществления государствен- ной политики империи» (даются в сокращенном виде):

1. Стремясь преодолеть сложившееся в настоящее время кризисное положение, империя с целью обеспече- ния своего существования и самообороны, а также с це- лью построения нового порядка в Великой Восточной Азии принимает решение начать войну против Америки, Англии и Голландии и проводит нижеследующие меро- приятия:

а) военные действия открыть в начале декабря; к это- му времени армии и военно-морскому флоту закончить подготовку к развертыванию операций;

б) переговоры с Америкой проводить на основе спе- циального приложения;

в) предусмотреть укрепление коалиции с Германией и

Италией;

г) непосредственно перед началом военных действий установить тайные военные связи с Таиландом.

2. Если переговоры с Америкой к 0 час. 1 ноября за- кончатся успешно, начало действий вооруженных сил отменить.

Переговоры с Америкой вести на основе исправлен- ных специальных статей проекта «А» или проекта «Б», смягчив в них форму выражения основных пунктов, не получивших еще разрешения, и стремясь к достижению соглашения.

Проект «А». Вопрос о свободной торговле. В проект от

25 сентября, где говорится об отсутствии перспектив на достижение соглашения, внести следующее исправление:

«Японское правительство, признавая принцип свободной торговли на всем земном шаре, готово осуществить этот


принцип и во всем районе Тихого океана, в том числе и в

Китае».

Вопрос о толковании и исполнении Тройственного пак- та. Еще раз подтвердить, что наша сторона не намерена при толковании своего права на самооборону произволь- но расширять это право. Наряду с этим в отношении тол- кования и исполнения Тройственного пакта правительство империи, как уже неоднократно заявлялось ранее, будет действовать на основании собственных решений. Вести переговоры, имея в виду, что американская сторона уже дала свое согласие на этот пункт.

Вопрос об эвакуации войск. Данный пункт смягчить согласно нижеследующему: А. Пребывание войск в Ки- тае и их эвакуация.

Что касается размещения в некоторых районах Север- ного Китая и Внутренней Монголии, а также на о. Хай- нань японских войск, посланных в Китай вследствие воз- никновения китайского инцидента, то они будут находить- ся там в течение необходимого срока после заключения мирного соглашения между Японией и Китаем. Осталь- ные японские войска начнут эвакуацию из Китая одно- временно с заключением мира на основании специально- го японо-китайского соглашения. Эвакуация этих войск должна закончиться в течение двух лет одновременно с установлением спокойствия в стране.

В случае если американская сторона потребует разъяс- нить смысл выражения «в течение необходимого срока», ответить, что Япония намерена определить этот срок при- мерно в двадцать пять лет.

Б. Пребывание войск во Французском Индокитае и их эвакуация. Японские войска, посланные сейчас на терри- торию Индокитая, находящуюся во владении Франции, после урегулирования китайского инцидента или установ- ления справедливого мира на Дальнем Востоке будут немедленно эвакуированы с этой территории.

Проект «Б». Правительство Японии и правительство Соединенных Штатов Америки договариваются не при- бегать к вооруженной силе за пределами Французского Индокитая в районе Юго-Восточной Азии или южной части Тихого океана.


Правительство Японии и правительство Соединенных Штатов Америки будут сотрудничать на территории Гол- ландской Индии для взаимного обеспечения материала- ми, необходимыми каждой стране.

Правительство Японии и правительство Соединенных Штатов Америки совместными усилиями должны восста- новить торговые отношения, существовавшие до издания приказа о замораживании капиталов. Правительство США обязуется снабжать Японию необходимым ей ко- личеством нефти.

Правительство Соединенных Штатов Америки не дол- жно предпринимать действий, которые могут помешать усилиям Японии и Китая, направленным на достижение мира.

В случае необходимости можно обещать, что если будут приняты настоящие соглашения, то Япония пере- бросит свои войска, находящиеся в южной части Фран- цузского Индокитая, на север Индокитая и что после раз- решения китайского инцидента или установления спра- ведливого мира в районе Тихого океана вышеуказанные японские войска будут эвакуированы.

5 ноября в присутствии императора открылось не имев- шее прецедента объединенное совещание руководителей армии и флота. Совещание обсудило вопрос «о вооружен- ных силах, необходимых для обеспечения государствен- ной обороны», как это предусматривалось «Принципами осуществления государственной политики империи».

Таким образом, можно считать, что 5 ноября на сове- щании в присутствии императора фактически было при- нято решение начать войну.

ГЛАВА XI


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: