Органы верховного командования

По старой японской конституции верховным правителем страны был император. Однако он фактичес- ки не нес никакой ответственности за судьбы государства; государственные дела находились в руках премьер-мини- стра. Все политические мероприятия проводились толь- ко с его одобрения, он же нес ответственность за всю го- сударственную политику.

В соответствии со статьей 11 старой японской консти- туции принятие решения на использование войск в бое- вых действиях являлось прерогативой императора и, таким образом, находилось вне сферы полномочий пра- вительства. Верховное руководство армией и военно- морским флотом не зависело от поддержки министров и осуществлялось начальником генерального штаба в армии и начальником морского генерального штаба в военно-морском флоте.

В 1908 году в положение о японском генеральном штабе были внесены изменения. Было определено, что генеральный штаб несет ответственность за оборону страны и использование вооруженных сил, начальник генерального штаба подчиняется непосредственно им- ператору, разрабатывает военные вопросы Ставки, а также составляет планы обороны страны и использова- ния вооруженных сил. Таким образом, вопросы, касаю- щиеся верховного командования, докладывались началь- никами генерального штаба и морского генерального


штаба непосредственно императору, минуя кабинет мини- стров и премьер-министра. Это свидетельствовало о неза- висимости верховного командования и являлось особен- ностью государственной системы Японии.

Правовое положение, согласно которому император является лицом, не несущим ответственности за дела го- сударственной администрации, в равной степени каса- лось вопросов верховного командования. В этой облас- ти высшая ответственность возлагалась на начальников генерального штаба и морского генерального штаба. И хотя верховным главнокомандующим являлся импера- тор, все доклады шли начальникам генеральных штабов, и права доклада императору, минуя их, никто не имел.

Этот порядок был основан на прусской системе. Ар- мия и военно-морской флот, придавая большое значение решительному характеру, единству, скрытности и другим чертам военного руководства, твердо защищали систему независимости верховного командования.

На основе изложенного нетрудно понять отношения, связывавшие лиц государственной администрации с вер- ховным командованием. Проблема, однако, заключалась в том, что существовали дела, касавшиеся тех и других. Их называли смешанными делами. Главное здесь состоя- ло в так называемой верховной власти в области органи- зации. Речь идет о праве определять организацию армии и флота и численность регулярных вооруженных сил, регламентируемом статьей 12 старой конституции. По- нять эту статью можно, руководствуясь разъяснениями к конституции, сделанными Ито Хиробуми. Статья предус- матривала право императора устанавливать организацию армии и ВМФ, а также численность регулярных воору- женных сил. Вместе с тем она с самого начала основыва- лась на том, что император будет опираться на помощь со стороны ответственных министров, а также на требо- вании подчиняться приказам штаба как верховной власти императора.

Это исключительное положение, не допускающее вме- шательства парламента, означает, что соответствующие органы разрабатывают организацию частей и соединений сухопутных войск и ВМФ, определяют их дислокацию,


составляют план оснащения их вооружением и боевой техникой, определяют размеры денежного довольствия, планируют боевую подготовку, разрабатывают уставы, определяют численность войск, проводят ежегодный при- зыв. При этом вся ответственность за разработку и про- ведение названных мероприятий возлагается в сухопут- ных войсках на военного министра. Аналогичное поло- жение существовало и в военно-морском флоте.

Как видно, все эти мероприятия готовились и прово- дились вне сферы государственной администрации, а со- ответствующими военными учреждениями и докладыва- лись непосредственно императору.

Кроме того, военный и военно-морской министры от- вечали за разработку военных вопросов как общей части государственной политики. В этой области они участво- вали в работе кабинета министров, но ответственны были перед императором.

Императорская Ставка была учреждена в ноябре 1937 года после возникновения китайского инцидента. Одна- ко порядок согласования государственных дел и вопро- сов верховного командования нисколько не изменился. Указ от 17 ноября о создании Ставки гласил:

1. Под руководством императора как генералиссиму- са учреждается высшее командование под названием Императорская Ставка. Она будет создаваться в случае необходимости во время войны или инцидента.

2. Начальники генерального штаба и морского гене- рального штаба разрабатывают операции и, заботясь о конечной цели, планируют сотрудничество и взаимодей- ствие армии и флота.

3. Организация и распределение обязанностей предус- мотрены отдельно.

Таким образом, Ставка, являясь руководящим органом исключительно в области верховного командования, к государственным делам непосредственного отношения не имела. Следовательно, министры не могли входить в со- став Ставки. К тому же она была единственным органом, который назначал главнокомандующего вооруженными силами. Ставка объединяла военный и военно-морской отделы, замыкавшиеся соответственно на начальника ге-


нерального штаба и начальника морского генерального шта- ба. Следовательно, в одном органе существовали две выс- ших инстанции — генеральный штаб, ответственный за су- хопутные войска, и морской генеральный штаб, ответствен- ный за военно-морские силы. При этом Ставка, хотя и объединяла их, в действительности не являлась высшим органом согласованного руководства. Командование сухо- путных войск и военно-морских сил в Ставке всегда нахо- дилось в весьма затруднительном положении при разработ- ке оперативных планов. Кроме того, каждая из сторон стре- милась поставить своего представителя на пост главнокомандующего вооруженными силами, особенно на случай войны. К этому следует добавить, что если общее руководство совместными действиями в какой-то мере и обеспечивалось, то снабжение видов вооруженных сил осу- ществлялось раздельными органами, что вызывало в бое- вых условиях ряд осложнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: