Взаимодействующая авиация


Армейская авиация 459 самолетов

Резерв 153 самолета


} 612 самолетов


Морская авиация 158 самолетов

}187 самолетов
Резерв 29 самолетов

Всего 799 самолетов

Командующий Ямасита на основе указанного опера- тивного плана и директивы Ставки отдал 23 ноября сле- дующий приказ по армии:

«1. Задача армии — взаимодействуя с Южным экспе- диционным флотом, 3-м авиационным соединением и 15-й армией, в кратчайший срок захватить Сингапур и унич- тожить силы английской армии на Дальнем Востоке.

2. Армия во взаимодействии с флотом на рассвете дня Х высаживается на восточном побережье в центральной части Малаккского п-ова и в результате стремительного удара главными силами выходит на рубеж р. Перак, захватывает переправы и аэродромы и готовится к дальнейшим действиям.

День Х будет указан особо.


3. 5-й дивизии утром в день Х—4 выйти из порта Са- нья, на рассвете дня Х главными силами высадиться в районе Сингоры, а частью сил — в районах Тепы и Па- тани, захватить аэродромы и одновременно прочно удер- живать важнейшие пункты севернее окрестностей Са- дао и Бетонга; в дальнейшем в возможно кратчайший срок выйти на левый берег р. Перак, захватить перепра- вы и аэродромы и быть в готовности к дальнейшим дей- ствиям.

4. Отряду Такуми, следуя по маршруту 5-й дивизии, высадиться на рассвете дня Х в районе Кота-Бару, захва- тить аэродромный узел и обеспечить условия для действия главных сил армии.

Если по обстановке высадка будет отложена, ждать особого приказа до 10 час. 00 мин. дня Х — 1.

5. Частям второго эшелона десанта во главе с коман- диром 6-го танкового полка выйти в день Х — 5 из бухты Кам-Рань, в день Х+6 высадиться главными силами в рай- оне Сингоры, а частью сил — в районе Патани.

6. Командиру 9-го железнодорожного полка на основе соглашения между Японией и Таиландом в возможно крат- чайший срок использовать железные дороги в Таиланде для обеспечения действий армий.

7. Я с 25 ноября буду находиться в Санья. В дальней- шем на «Рюдзё Мару» вместе с 5-й дивизией на рассвете дня Х высаживаюсь в Сингоре»1 (см. схему 3).

1 Обращает на себя внимание порядок смены командных пунктов командующего 25-й армией, что типично и для других формирова- ний, предназначавшихся к десантированию. С момента начала посад- ки войск до выхода последнего транспорта с войсками командующий находится на берегу, затем переносит командный пункт на транспорт (не боевой корабль) и в числе первых (вместе с дивизией первого эшелона) высаживается сам и переносит командный пункт на берег.

Такая организация системы управления, по-видимому, оправдала себя, поскольку обеспечивала непрерывность и конкретность руко-

водства при посадке войск на транспорт, при переходе морем и при

высадке на всех этапах с начала боя за участки высадки, захват плац-

дарма и до выгрузки всех войск армии с вооружением и техникой.

При этой системе со стороны командующего армией руководство несколько ослаблялось лишь на этапе перехода морем, поскольку

здесь ответственность возлагалась на морских командиров.


3-е авиационное соединение (командир генерал-лей- тенант Сугахара Митита) имело в своем составе 3, 7 и

12-ю авиационные группы, 15-й отдельный авиационный отряд, 81-й авиационный отряд, части наземного обслу- живания и приданную 10-ю авиационную группу из со- става 5-го авиационного соединения. В 3-м авиационном соединении насчитывалось около 450 самолетов, в том числе около 180 истребителей, около 100 легких и 130 тяжелых бомбардировщиков и 45 разведчиков.

3-е авиационное соединение, штаб которого находил- ся в Нанкине и которое вело боевые действия на китайс- ком направлении, для ускорения подготовки к предстоя- щей операции 16 ноября выдвинуло свой командный пункт в Сайгон, а 1 декабря — в Пномпень.

Подразделения наземного обслуживания к концу но- ября закончили развертывание в южной части Французс- кого Индокитая. Большая часть авиационных сил соеди- нения в предвидении войны была заранее развернута на севере Французского Индокитая, а к 5 декабря перебази- ровалась на юг.

Главные силы 3-го авиационного соединения предназ- начались для действий на малайском, а часть сил в соста- ве 10-й авиационной группы — на бирманском направле- ниях. С началом войны на соединение возлагалась задача по уничтожению авиации противника на малайском на- правлении, прикрытию конвоев с воздуха и обеспечению высадки 25-й армии.

При выполнении задачи по уничтожению самолетов противника армейская авиация должна была действовать против северной, а морская авиация—против южной ча- сти Британской Малайи. Основными объектами налетов должны были стать аэродромы торпедоносной авиации.

Для взаимодействия с сухопутными войсками в Ма- лайской операции и при вторжении в Таиланд выделялось Малайское оперативное соединение ВМФ во главе с ко- мандующим Южным экспедиционным флотом вице-адми- ралом Одзава Дзисабуро. Состав сил соединения и их за- дачи были следующие:

главные силы — оперативное обеспечение и под- держка;



Схема 3.

Ход операции

по захвату Малайи


7-я дивизия крейсеров — уничтожение кораблей про- тивника и прикрытие конвоя;

3-я эскадра эсминцев — непосредственное охранение транспортов и обеспечение высадки;

4-я и 5-я эскадры подводных лодок — атаки кораблей противника, выходящих из Сингапура в северном направ- лении, постановка мин в Сингапурском заливе и ведение разведки;

22-я воздушная флотилия — атака кораблей и самоле- тов противника, воздушная разведка и ПВО якорных сто- янок, авиационных баз и конвоя;

12-я воздушная флотилия — охранение конвоя на пе- реходе и ПВО якорных стоянок.

К 26 ноября главные силы Малайского оперативного соединения сосредоточились в Санья (о. Хайнань). К 6 декабря авиационные соединения выдвинулись на базы в южной части Французского Индокитая, а самолеты гид- роавиации приступили к выполнению задачи по охране конвоя у его побережья.

Вечером 2 декабря командующий 25-й армией полу- чил приказ командующего Южной группой армий начать операцию, и 4 декабря в 6 час. 30 мин. транспорты с вой- сками 25-й армии под прикрытием Малайского оператив- ного соединения вышли из Санья. Это произошло сразу же после того, как маневренное соединение ВМФ, перед которым стояла задача атаковать Перл-Харбор, поверну- ло курсом на юго-восток в направлении Гавайских о-вов.

После выхода из Санья конвой до вечера 5 декабря шел курсом строго на юг. Затем у южной оконечности Индо- китайского п-ова взял курс на запад, а в полночь 6 декаб- ря — на северо-запад, имитируя движение в Бангкок. В полдень 7 декабря в пункте юго-западнее о. Фукуок кон- вой внезапно изменил курс на юго-запад и отдельными группами направился в Сингору, Патани и Кота-Бару. В полдень 6 декабря он был обнаружен самолетами про- тивника, что создало угрозу перехвата его английскими кораблями из Сингапура. Но все обошлось благополуч- но. Конвой раньше срока, в 10 час. 30 мин., 7 декабря прибыл в район развертывания, отдельными группами взял курс на юго-запад к пунктам высадки и примерно в


Японский малый танк «Те-Ке» (Тип 97) использовался главным образом для ведения разведки. Боевая масса — 4,8 т; вооружение — 37-мм пушка; бронирование — 12 мм лоб,

16 мм борт, 12 мм башня; экипаж — 2 чел.;

скорость по шоссе — 40 км/ч; запас хода — 250 км.

полночь 7 декабря прибыл к назначенным якорным сто- янкам (см. схему 3).

5-я дивизия тотчас приступила к высадке в Сингоре и Патани, используя высадочные средства. Из-за большого волнения на море для высадки потребовалось несколько больше времени, чем предполагалось. Тем не менее ди- визия, не встретив никакого сопротивления, успешно за- кончила ее в Сингоре в 4 час. 10 мин., а в Патани — в 4 час. 30 мин.

Вместе со вторым эшелоном в Сингору прибыл коман- дующий Ямасита.

Отряд Такуми, направлявшийся в Кота-Бару, во время высадки встретил сопротивление со стороны авиации и наземных войск противника. Группа конвоя в составе трех транспортов под прикрытием отряда охранения из соста- ва 3-й эскадры эскадренных миноносцев в 23 час. 30 мин.

7 декабря прибыла на якорную стоянку. В 1 час 30 мин. десант под огнем противника частью сил высадился на берег.

С 3 час. 30 мин. авиация противника группами по три- четыре самолета неоднократно бомбила транспорты, по- топив один из них и повредив два других. Командир отря- да Такуми решил приостановить высадку, и поврежден- ные транспорты в сопровождении отряда охранения отошли к Патани. После захода солнца они возвратились,


а утром 9 декабря возобновили высадку и закончили ее к вечеру того же дня.

8 декабря на рассвете 3-е авиационное соединение раз- вернуло действия по уничтожению авиации противника. Первый удар был нанесен по районам Кота-Бару и Кеда- ха. За два дня с начала войны авиация противника была подавлена. Было уничтожено около трети английских самолетов в Малайе. Оставшиеся авиационные силы про- тивника укрылись в районе Сингапура.

Командир 12-й авиационной группы генерал-майор Аоки Такэдзо, находясь на базе во Французском Индоки- тае и не получив к 9 час. сообщения о занятии нашими десантными силами аэродромов, решил на свой страх и риск поднять в воздух всю свою группу в составе 1-го и

11-го авиационных отрядов. Прибыв в район Сингоры и Патани и не обнаружив противника, группа успешно со- вершила посадку на местных аэродромах.

22-я воздушная флотилия ВМФ утром 8 декабря со- вершила первый налет на аэродромы и другие военные объекты противника в Сингапуре, а на следующий день после полудня нанесла бомбо-штурмовой удар по аэро- дрому Куантан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: