Начало Филиппинской операции

В состав Филиппинского архипелага входят свыше 7 тыс. крупных и мелких островов. Наибольшими из них являются Лусон, Минданао, Самар, Негрос, Пала- ван, Панай, Миндоро, Лейте, Себу.

В начальный период войны задача операции на Филип- пинах состояла в том, чтобы захватить столицу Манилу

поиск их японской военно-морской авиацией, вылетевшей с аэродро- ма близ Сайгона, оказался безрезультатным, так как подводная лодка неточно сообщила координаты. Радиолокационных станций японские самолеты не имели.

Второй раз английские корабли были обнаружены следовавшими за ними тремя японскими гидросамолетами, но японские летчики

приняли их за свои.

В третий раз корабли были обнаружены японской подводной лод-

кой, которая донесла об этом в Сайгон и произвела безрезультатную попытку атаковать соединение торпедами.

1 Рассмотренный здесь бой, известный как «бой в Сиамском зали-

ве», с тактической точки зрения интересен тем, что он продемонст- рировал большие возможности авиации в борьбе с крупными надвод- ными кораблями — линкорами и линейными крейсерами.

В этом бою впервые в истории, военно-морского искусства авиа- ция самостоятельно уничтожила свободно маневрирующее в море соединение линейных кораблей противника.

Вместе с тем бой показал низкую эффективность зенитной артил- лерии кораблей английского соединения. Зенитная артиллерия толь- ко «Принс оф Уэлс» и «Рипалс» (без эскадренных миноносцев) на-

считывала шестнадцать 132-мм орудий, двадцать 114-мм, пятьдесят восемь 40-мм орудий и большое количество 12,7-мм пулеметов.

Если при этом учесть, что японские торпедоносцы производили тор-

педометание с высоты 100 м и с дистанции менее 2 тыс. м и что, несмот- ря на это, японцы, по данным автора, потеряли всего три самолета (по другим источникам — четыре), станет очевидным, что уровень боевой подготовки на английских кораблях был чрезвычайно низким.


на о. Лусон и город Давао на о. Минданао. Манила была крупной базой США на Дальнем Востоке и одновремен- но политическим, военным и экономическим центром Филиппин; Давао — важным политическим, военным и экономическим центром в южной части архипелага. Ов- ладев этими двумя пунктами; можно было рассчитывать на достижение стратегической цели всей Филиппинской операции. После овладения о. Лусон предусматривались действия по захвату центральной части Филиппин и по- давлению сопротивления оставшихся войск противника.

Для захвата Филиппин были выделены от сухопутных войск 14-я армия (командующий генерал-лейтенант Хом- ма Масахару, начальник штаба генерал-лейтенант Маэда Масами) и 5-е авиационное соединение (командующий генерал-лейтенант Обата Хидэёси), а от военно-морских сил — Филиппинское оперативное соединение (команду- ющий вице-адмирал Такахаси Ибо), основу которого со- ставлял 3-й флот и 11-й воздушный флот (командующий вице-адмирал Цукахара Нисидзо). Кроме того, для под- держки были выделены ядро сил Южного экспедицион- ного флота и Малайское оперативное соединение.

На время Филиппинской операции 5-е авиационное со- единение подчинялось командующему 14-й армией, осно- ву которой составляли 16-я и 48-я дивизии и 65-я бригада, предназначавшаяся для несения охранной службы. В со- ставе авиации насчитывалось до 500 самолетов, в том чис- ле около 200 самолетов 5-го авиационного соединения и около 300 самолетов 11-го воздушного флота.

Если Малайская операция осуществлялась внезапной высадкой десанта с одновременным проведением воздуш- ных налетов, то в Филиппинской операции была приме- нена классическая последовательность, предусматривав- шая предварительный захват господства в воздухе, а за- тем высадку десантов1.

1 Десантные операции японского флота и армии в начальном пе- риоде войны на Тихом океане действительно характеризуются двумя способами их проведения: по принципу внезапности и по принципу, который автор называет классическим.

Сущность первого способа определена его названием, он был воз-


Для успешного решения задач авиации необходимо было, как и в Малайской операции, быстро перебазиро- вать ее на территорию противника, поэтому для захвата и удержания авиационных баз выделялись соответствую- щие силы.

Оперативный план по захвату Филиппин был разрабо- тан с учетом общего замысла.

1. С началом войны армейская и базовая авиация ВМФ осуществляют операцию по уничтожению само- летов противника на о. Лусон, а часть сил авианосной авиации — в направлении о. Минданао. Армейская авиа- ция действует к северу, а морская авиация — к югу от

16-й параллели.

2. В период Х+2 — Х+4 передовые части сухопутных войск и ВМФ захватывают и удерживают аэродромы на о. Батан (пролив Баши), в Апарри, Виган, Лаоаг, Легас- пи. Авиация, используя эти передовые аэродромы, уси- ливает воздушные операции.

Уничтожение основных сил авиации противника рас- считано за 3 дня, а остальных сил — за 9—12 дней после начала войны.

3. Примерно в день Х+15 главные силы 14-й армии высаживаются в заливе Лингаен, а часть сил — в заливе Ламон и, наступая в общем направлении на Манилу, зах- ватывают ее.

Встреча с войсками американо-филиппинской армии предполагается в окрестностях Манилы. Город Манила захватывается примерно в день Х+50.

дусматривал строгую последовательность действий и ни в коей мере не отрицал внезапности, а, наоборот, предусматривал ее на каждом этапе. Анализ десантных операций, в том числе и описанных авто- ром, показывает их следующую типовую схему:

захват господства на море;

достижение господства в воздухе как обязательное условие обес-

печения дальнейшего хода операции;

захват и оборудование аэродромов, выдвинутых в сторону втор- жения, действия на берегу, высадка специальных инженерных частей

для решения этой задачи;

обеспечение сосредоточения посадки и перехода морем;

высадка под прикрытием корабельной артиллерии и авиации;

стремительное продвижение по берегу еще до завершения высадки.



Оперативное расписание к плану захвата Филиппин


Таблица 13


  Силы   Состав   Задачи Пункт сосре- доточения Время выхода Пункт высадки Время высадки
Отряд Танака Отряд Канно Отряд Кимура Отряд Миура 2-й тайваньский пехотный полк (без полутора батальонов) 48-й дивизии. Часть сил отряда наземного обслужи- вания. Подразделение морских инже- нерно-строительных войск Полтора батальона 2-го тайваньского пехотного полка. Часть сил отряда на- земного обслуживания. Подразделение морских инженерно-строительных войск 33-й пехотный полк (без одного ба- тальона) 16-й дивизии. Часть сил отряда наземного обслуживания базовой авиа- ции. Подразделение морских инженер- но-строительных войск Один батальон 33-го пехотного полка. Часть сил отряда наземного обслужива- ния базовой авиации. Подразделение морских инженерно-строительных войск. Отряд Сакагути 16-й армии (56-я сме- шанная пехотная группа) Захват и приведение в порядок аэродрома Апарри Захват и приведение в порядок аэродромов Виган и Лаоаг Захват и удержание аэродрома Легаспи Захват и удержание аэродрома Давао. В дальнейшем отряд Са- кагути направляется в Таракан через о. Холо Мако Мако Палау Палау День Х День Х День Х День Х Апарри Виган Легас- пи Давао День Х+2 День Х+2 День Х+4 День Х+6

Продолжение табл 13
(основн ые силы
Штаб армии. 48-я дивизия (без 2-го тайваньского пехотного полка). 9-й пе- хотный полк 16-й дивизии и большая часть специальных частей и подразде- лений армейского подчинения. Основ- ные силы военно-этапной части. Боль- шая часть отряда наземного обслужи- вания базовой авиации. Большая часть морских инженерно-строительных войск 16-я дивизия (без 9-го и 33-ГО пехот- ных полков). Часть специальных частей и подразделений армейского подчине- ния. Подразделение военно-этапной части. Подразделение морских инже- нерно-строительных войск
Окончание табл. 13

  Силы   Состав   Задачи Пункт сосре- доточения Время выхода Пункт высадки Время высадки
Десант- ное соеди- нение залива Лингаен (основ- ные силы армии) Десант- ное сое- динение залива Ламон (часть сил ар- мии) Второй эшелон десанта Штаб армии, 48-я дивизия (без 2-го тайваньского пехотного полка), 9-й пехотный полк 16-й дивизии и большая часть специальных частей и подразде- лений армейского подчинения. Основ- ные силы военно-этапной части. Боль- шая часть отряда наземного обслужи- вания базовой авиации. Большая часть морских инженерно-строительных войск 16-я дивизия (без 9-го и 33-го пехотных полков). Часть специальных частей и подразделений армейского подчинения. Подразделение военно- этапной части. Подразделение морских инженерно-строительных войск 65-я бригада. Подразделение военно- этапной части. Подразделение морских инженерно-строительных войск Высадка в заливе Лингаен; наступление главными силами из района Кабанатуан, а частью сил — из рай- она Тарлак на Манилу; уничтожение полевой армии противника и захват Манилы Высадка в заливе Ламон; наступление на Манилу по южному берегу оз. Бай; унич- тожение полевой ар- мии противника и за- хват Манилы Высадка главными силами в заливе Лин- гаен; несение охран- ной службы в различ- ных пунктах о. Лусон Цзилун, Ма- ко, Такао Амамиосима Такао День Х+9 или Х+10 День Х+9или Х+10 День Х+16 или Х+17 Залив Линга- ен Залив Ламон Залив Линга- ен День Х+15 День Х+17 Пример но день Х+25


Часть железнодорожных войск. Под- разделение военно-этапной части. Под- разделение морских инженерно- строительных войск 4-я авиационная группа. 24-й авиаци- онный отряд. 10-й отдельный авиацион- ный отряд. 11-й транспортный авиаци- онный отряд.
Третий эшелон десанта


Часть железнодорожных войск. Подразделение военно-этапной части. Подразделение морских инженерно- строительных войск


Высадка в заливе Лингаен; выполнение различных задач


Такао Пример- но день Х+30


Залив Линга- ен


Пример но день Х+35


5-е авиа- ционное соедине- ние*


4-я авиационная группа, 24-й авиаци- онный отряд, 10-й отдельный авиацион- ный отряд, 11-й транспортный авиаци- онный отряд


— — — — —


* Это соединение имело 192 самолета, в том числе разведывательных — 27, истребителей — 72, легких бомбардиров- щиков — 54, тяжелых бомбардировщиков — 27, самолетов непосредственной поддержки — 12. Задачами соединения яв- лялись:

1. Развертывание на о. Тайвань, взаимодействие с морской авиацией, развернувшейся на о-вах Тайвань, Палау, уничто- жение авиации противника на филиппинском направлении; с началом войны стремительные атаки против ВМС противника, приведение в порядок аэродрома на о. Батан.

2. Содействие главными силами передовым отрядам на переходе и во время высадки (морская авиация содействует вы- садке и последующим боевым действиям отрядов Кимура и Миура); быстрая передислокация с о. Тайвань на авиационные

базы в северной части о. Лусон по мере их готовности и ведение воздушных операций.

3. Тесное взаимодействие с десантами во время их высадки в заливах Лингаен и Ламон; захват и приведение в порядок баз на юге по мере развития операции.

4. После достижения цели операции обеспечение перебазирования на таиландское направление.


4. Примерно в день Х+6 часть сил 14-й армии во взаи- модействии с 16-й армией, предназначенной для захвата Голландской Индии, овладевает Давао (о. Минданао).

На основе оперативного плана было составлено и опе- ративное расписание (табл. 13).

По состоянию на 15 ноября штаб 14-й армии дислоци- ровался в Тайхоку (Тайбэй); основные силы 48-й диви- зии — в Тайхоку, а часть сил — на о. Хайнань; 16-я диви- зия — в районе Киото;

65-я бригада —в районе Хиросимы; части армейского подчинения — в Китае, Маньчжурии и собственно Япо- нии.

Отряды Танака и Канно, являвшиеся передовыми час- тями армии, погрузившись на суда в Такао, прибыли в Мако; отряды Кимура и Миура после погрузки в Нагоя сосредоточились на Палау. Сосредоточение передовых отрядов было закончено к концу ноября. Главные силы

16-й дивизии 25 ноября вышли из Осаки и 1 декабря при- были на Амамиосима. Главные силы армии, имевшие за- дачу высадиться в заливе Лингаен, сосредоточились к 6 декабря в Такао, Мако, Цзилун. Для их переброски по- требовалось около 120 судов.

5-е авиационное соединение, дислоцировавшееся в Северной Маньчжурии, примерно 15 ноября начало выд- вижение и к концу месяца сосредоточилось в южной час- ти Тайваня.

1 декабря командующий 14-й армией выдвинул свой командный пункт из Тайхоку в Такао и на следующий день получил приказ главнокомандующего Южной группой армий о начале наступательной операции.

Утром 8 декабря части и соединения армейской и мор- ской авиации, развернувшиеся в южной части Тайваня, были в полной готовности к действиям по уничтожению авиации противника. 500 японским самолетам противо- стояло около 200 самолетов американской авиации, ба- зировавшейся на Филиппинах.

В это утро часть Южного Тайваня была окутана плот- ным туманом, который двигался со стороны Тайваньско- го пролива в юго-восточном направлении. При проведе- нии воздушных налетов приходилось учитывать не толь-


ко намерения противника, которые трудно предугадать, но также и условия погоды.

11-й воздушный флот, базировавшийся на аэродромах южнее города Тайнань, в самом начале операции не смог поднять свои самолеты в воздух. 5-му авиационному со- единению, которое базировалось на аэродромах Пиндун, Цзядун и Чаочжоу, хотя и в трудных условиях, но все же удалось еще до подхода полосы тумана поднять в воздух самолеты, которые достигли Северного Лусона. Не об- наружив самолеты противника, они нанесли бомбовые удары по аэродрому Тугегарао и казармам в окрестнос- тях Багио и возвратились на базы.

Примерно в 9 час. туман стал постепенно рассеивать- ся, и через 2 час. 11-й воздушный флот взял курс на Юж- ный Лусон. Находившиеся здесь основные силы авиации противника только что совершили посадку после утрен- него вылета. Было неясно, имел ли этот вылет отноше- ние к японским действиям против Перл-Харбора или к налету армейской авиации на Северный Лусон. Как бы там ни было, но в 13 час. 30 мин. самолеты морской авиа- ции атаковали базы Кларк-Филд и Иба, сбив и уничтожив на земле около 100 самолетов противника.

10 декабря 11-й воздушный флот нанес второй удар по базам в окрестностях Манилы и Дель-Кармен, а также по кораблям и судам в Манильской бухте. Трегий удар был совершен 13 декабря по базам Кларк-Филд, Иба и окрес- тностям Манилы, а четвертый — 14 декабря по Дель-Кар- мен и Николс-Филд.

5-е авиационное соединение из-за ограниченного ра- диуса действий самолетов не могло проводить операции в южной части Лусона. С 8 по 11 декабря оно выполняло в основном задачу по прикрытию транспортов и обеспе- чению высадки отрядов Танака и Канно, а также ограни- чивалось отдельными воздушными боями с самолетами противника. После 12 декабря, когда передовые части захватили аэродромы Апарри, Виган, Лаоаг, соединение последовательно выдвинулось на эти аэродромы и приня- ло участие в ежедневных боях по уничтожению авиации противника на Южном Лусоне, еще больше закрепив ус- пех, достигнутый 11-м воздушным флотом.


Таким образом, в течение одной недели (8—15 декаб- ря) задача по уничтожению авиации противника на фи- липпинском направлении в основном была выполнена. К этому времени здесь осталось 10 бомбардировщиков, примерно столько же летающих лодок и 20 истребите- лей, рассредоточенных преимущественно в центральной и южной части Лусона.

Отряды Танака и Канно, вышедшие из Мако в 5 час. 7 декабря, пересекли под прикрытием эскадренных мино- носцев пролив Ваши, на рассвете успешно высадились соответственно в Апарри и Вигане и захватили местные аэродромы. 8 декабря части ВМФ и отряд наземного об- служивания армейской авиации заняли о. Батан, и уже 11 декабря 18 истребителей 5-го авиационного соединения совершили посадку на аэродроме Виган (см. схему 4).

Учитывая сложившуюся обстановку и считая, что про- тивник не намеревается активизировать свои действия на Северном Лусоне, командующий 14-й армией приказал отрядам Танака и Канно наступать в южном направлении, чтобы обеспечить действия главных сил армии. В соот- ветствии с этим оба отряда под общим командованием Танака утром 22 декабря вышли к Сан-Фернандо.

Отряд Кимура, вышедший утром 8 декабря из района Палау, в 2 час. 45 мин. 12 декабря высадился в окрестно- стях Легаспи. Захватив местный аэродром, отряд пере- шел в наступление в северном направлении для совмест- ных действий с основными силами армии.

Для захвата Давао были использованы отряды Миура и Сакагути (из 16-й армии) под общим командованием последнего. Совершив переход с о. Палау, отряды, не встречая противодействия, произвели высадку северо- восточнее и северо-западнее Давао и в тот же день в 15 час. захватили город и аэродром. При этом было уничто- жено около 3,5 тыс. солдат и офицеров противника.

22 декабря отряд Сакагути направился к о. Холо. Участком высадки главных сил 14-й армии было выб-

рано не основание залива Лингаен, где, как предполага- лось, находились в готовности войска противника (имен- но отсюда американская армия в январе 1945 года начала свое контрнаступление на Лусоне), а его восточное по-


Японская пехотная часть, высадившаяся на Филиппинах. Декабрь 1941 г.

бережье у западных отрогов горной системы Багио. Этот участок находился на значительном удалении от главных сил противника, которые, как считалось, дислоцировались на равнине в центральной части Лусона. Считалось так- же, что высадка на восточном побережье будет внезап- ной для противника и застигнет его врасплох.

Главные силы 14-й армии в период с 14 час. 17 декаб- ря до полудня следующих суток под прикрытием глав- ных сил 3-го флота вышли из Такао, Цзилуна и Мако тре- мя группами транспортов (76 судов) в южном направле- нии к заливу Лингаен.

Ночью 22 декабря конвой вошел в залив Лингаен и в 2 час. 10 мин. встал на якорь. Как предусматривалось, транс- порты должны были расположиться фронтом на участке Сан-Фернандо, устье р. Арингай. Однако, поскольку точ- но определить место не удалось, конвой оказался значи- тельно южнее предполагаемого. Сразу после того как суда и корабли заняли места по диспозиции, резко ухудшилась погода: нависли низкие тучи, на море поднялись двухмет- ровые волны. Все это крайне затруднило высадку десанта.



Схема 4.

Ход операции по захвату

Филиппин.


48-я дивизия, сломив незначительное сопротивление противника, в 5 час. 17 мин. успешно высадилась в райо- нах южнее Аго, в окрестностях Арингая, и в ту же ночь частью сил захватила важный опорный пункт Росарио.

Утром 23 декабря командующий армией Хомма при- был в Бауанг, где развернул свой командный пункт.

Главные силы 16-й дивизии в 13 час. 17 декабря выш- ли с Амамиосима под прикрытием части сил 2-го флота. На рассвете 24 декабря, преодолев сопротивление про- тивника, они успешно высадились в заливе Ламон и раз- вернули наступление западнее горной системы Таябас.

ГЛАВА II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: