Ключ к руководству войной

Стало неоспоримым фактом, что именно тор- говый флот — ключ к ведению войны. В самом деле, боевые действия, которые велись на многочисленных островах, разбросанных по широким просторам океа- на, в вопросах пополнения и снабжения войск целиком и полностью зависели от торгового флота. Благодаря успешным операциям на южном направлении районы с природными ресурсами, которых так жаждала Япония, полностью оказались в наших руках. Был достигнут ог- ромный успех в приобретении разработок нефти, кау- чука, олова, бокситов, что чрезвычайно важно для ве- дения войны. Проблема состояла в том, чтобы в крат- чайшие сроки доставить эти ресурсы в метрополию и направить их на укрепление национального и военно- го потенциала. Таким образом, успех всецело зависел от наличия крупных грузовых судов.

Однако надежды на получение тоннажа, определенно- го как минимальный в начале войны, могли рухнуть при нарушении хотя бы одного из элементов, принятых при предварительных расчетах. Необходимо было предусмот- реть потери судов в годы войны и возможность их моби- лизации армией и военно-морским флотом. Этими фак- торами можно было в известной мере управлять, но до тех пор, пока инициатива ведения войны была в наших руках. По мере усиления контрнаступления противника они стали зависеть от отдельных изменений военной об- становки. Иными словами, для обеспечения развития во- енных операций требовалось все большее и большее чис- ло судов. Однако мобилизация судового состава армией и флотом ослабляла национальный, а следовательно, и военный потенциал. Получался замкнутый круг проти- воречий между военными операциями и судовым соста-


вом, с одной стороны, и между судовым составом и наци- ональным потенциалом — с другой. Что касается Япо- нии, которая находится в непосредственной зависимости от моря, то такие противоречия поистине могли привести ее к фатальному концу. Вот почему не будет преувели- чением сказать, что на протяжении всей войны основой нашего военного руководства было приведение в соот- ветствие возможностей торгового флота с потребностя- ми военных операций.

Топливо (нефть) — также важный фактор, в значитель- ной степени влияющий на потенциал страны. До войны предполагалось, что количество нефти, доставляемое в Японию из южных районов, будет составлять в первый год — 600 тыс., во второй — 2 млн, в третий — 4,5 млн кл. Если к этому добавить 8,4 млн кл, имеющихся в храни- лищах, и последующую добычу естественной и выработку синтетической нефти в стране, то общего количества с тру- дом хватило бы на три года. Предполагалось, что наиболь- шие трудности в бензине будет испытывать авиация при- мерно к концу второго года войны.

Начальный период военных действий в южных райо- нах был более чем успешным, добыча и переработка не- фти на месте шла обычным порядком, и появилась надеж- да получить в первом году не 600 тыс., как предполага- лось вначале, а 1,7 млн кл. Однако и здесь вопрос упирался в танкеры. К началу войны Япония имела тан- керов общим тоннажем 380 тыс. т, но из этого количе- ства около 270 тыс. т было передано военно-морскому флоту. Следовательно, нефть из южных районов могла перевозиться оставшимися танкерами (100 тыс. т) и вновь построенными. В то время производство нефти внутри страны было доведено до предела; пополнение запасов нефти являлось делом первостепенным. Обеспечение армии горючим, прежде всего авиационным, стало вызы- вать беспокойство. Все зависело от танкерного флота; надежды возлагались на то, что военно-морской флот высвободит танкеры по окончании начального периода войны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: